С точки зрения искусства живописи, существует целых три личности Арсения Ивановича Мещерского. Эти трое — совершенно разные художники, чьё творчество имеет единые истоки, но служит различным идеалам. Каждый из них создал законченную, доведённую до технического совершенства и логической точки живописную концепцию. В чём-то согласующуюся, но куда как чаще конфликтующую с двумя другими.
Первый из виртуальной «троицы» Мещерских — вчерашний гимназист с великолепными навыками художника и рисовальщика, полученными в совсем ещё юном возрасте. Лучший ученик курса, для которого Императорская Академия художеств была скорее площадкой для самореализации, нежели местом, где можно получить новые знания и навыки. На первый же год обучения вольноприходящий студент Арсений Мещеряков представляет свои работы на выставке картин Академии. И получает из рук строгого жюри серебряную медаль!
Что неудивительно. Чудесные пейзажи Мещерского, написанные в начале 50-х годов XIX столетия — настоящая классика позитивного русского реализма. Колоссальное трудолюбие, гибкое воображение да уроки живописца-новатора Иоганна Даниэля Прейслера — вот слагаемые успеха, позволившие юному художнику не только преуспеть в учёбе, но и самому преподавать науку живописи столичным абитуриентам и энтузиастам. Анимировав немецкую точность русской искательной сентиментальностью, Мещерский-первый заявил о себе как состоявшийся мастер.
Мещерский-второй вполне мог бы претендовать на звание «второго Айвазовского», избери он иной путь к душе своего зрителя. Отправившись в путешествие по Европе ради обучения в лучших художественных мастерских Старого Света, в Россию наш герой возвратился уже совсем другим художником. Приверженность историческому реализму сменилась идеализмом романтических мотивов, подкреплённым экзотичностью пейзажей. На полотнах нашего героя воцарилась та особенная идиллия, за которую одни ценители живописи превозносят, а другие-ругают Дюссельдорфскую школу.
Образно выражаясь, пейзажи Арсения Ивановича Мещерского стали настолько подробными, детализированными и ориентированными на эстетику одухотворённой природы, что «переросли» сам жанр пейзажа. Дивные цвета, изящнейшая работа со светом, небывалая глубина и объёмность композиций, а главное — умопомрачительная точность в работе с малыми объектами и мимолётными эффектами наполнили картины «второго» Мещерского духом итальянской классики времён позднего Возрождения.
Отныне его картины стали личными пожеланиями автора к природным ландшафтам, а не его фактическими видами. Искусством в своём чистейшем виде, где выразительность абсолютно доминировала над правдой жизни, не оставляя на откуп стихийному началу ни пяди композиции. То был настоящий расцвет карьеры нашего героя, продлившийся четверть столетия. Настоящий «золотой век» классической европейской живописи, воплотившийся в творчестве отдельно взятого мастера.
Впрочем, иному закату случается быть прекраснее полудня. А осень затмевает хрупкой красотой разгар безудержного лета. «Серебряный век» Мещерского-третьего настал одновременно с ухудшением состояния здоровья мастера. Лишившись возможности странствовать по всему белу свету, герой нашего рассказа стал проводить гораздо больше времени дома, среди задумчивых красот родных полей, лесов и рек. Лишь иногда, в жаркие летние месяцы, выбираясь на русский юг да итальянские курорты. Полотна Арсения Ивановича оставил былой эпический размах, зато посетила муза уютной лиричности. Вновь проявились элементы реалистичной русской школы, как нельзя точнее и честнее выразившие своеобразие милых сердцу художника уголков живой природы. Творчество Мещерского-третьего — это живопись, идущая от сердца и в свой черёд трогающая сердца зрителей. Всё такая же в высшей степени техничная, умная и по-хорошему академичная, но забывшая былую экспрессию ради давно вызревших, но многократно откладывавшихся идей.
Право слово, не берёмся сказать, который из троих умозрительных Мещерских нам ближе и роднее. Упорно не желая укладываться в единый феномен отечественной живописи, каждый из них дорог нам по- своему. Надеемся, дорогой читатель, что великолепные пейзажи этого мастера сумеют покорить и Ваше сердце. А быть может Вам приглянуться пейзажи даже всех троих.
Автор: Лёля Городная