Агитационный плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых»
Один из самых узнаваемых образцов русского авангарда начала 20-ого века. Плакат был отпечатан в 1920-м году по заказу Политуправления Западного фронта Красной армии. Однако, несмотря на чисто утилитарное назначение и ограниченный во времени срок службы, работа Лисицкого пережила более века после окончания Гражданской войны и навсегда осталась в фонде мировой культуры. Как же так получилось?
Форма и содержание
Плакат «Клином красным бей белых» создан в технике супрематизма, что само по себе интересно. Агитационные плакаты того времени «разговаривали» с массой в основном на языке футуризма с большим привлечением лубочной техники в изображении противостоящих сил – «народ-буржуазия», «красные-белые», «коммунизм-капитализм». Супрематизм же оставался слишком отвлечённым и непонятным для широких народных масс направлением живописи. В этом смысле, Лисицкий сделал невозможное: на языке «чистого, беспредметного искусства» донёс до народа внятную, вполне конкретную мысль. При этом, помимо императива, выраженного текстом, ему удалось сохранить и на языке зрительных образов донести суть и смысл классовой борьбы как таковой. Давайте посмотрим, как это ему удалось.
Первое что бросается в глаза – центральная часть композиции, красный треугольник, врезающийся в белый круг. Лежащую на поверхности суть этой части изображения достаточно полно описывает текст плаката и в пояснениях она не нуждается. Но что мы видим за пределами слов, на уровне образов и смыслов?
- Две абсолютно контрастные фигуры, как по цвету, так и по форме.
- Благообразный, старорежимный круг находится в непримиримом противостоянии с угловатым, опасно заостренным треугольником.
- В этом столкновении явно читается обречённость круга. При столкновении с треугольником круг – бессилен, он может только расколоться об него.
- Динамику изображению сообщает само расположение фигур. Клин врезается в круг по диагонали, сверху вниз и слева направо. Направление слева направо, в нашей части планеты, соответствует движению глаз при чтении, и эта динамика естественным образом передаётся изображению.
- Красноармейский клин, налетающий слева, полностью соответствует политическому дискурсу эпохи – борьба «левых», социалистических партий против «правых» буржуазных.
Не менее важно и окружение центральной композиции
Мы видим, что полотно картины по диагонали разделено на две части – белую и чёрную. Красный клин летит с белой половины полотна, в то время как белый круг окружен непроглядным чёрным мраком, что отсылает нас к архетипическому образу противостояния света и тьмы, правды и лжи. При этом, благодаря диагональному разделению картины, создаётся зрительный эффект, будто бы белая половина чуть больше чёрной. Это не так, чтобы убедиться в этом достаточно взять в руки линейку. Тем не менее, на визуальном уровне появляется впечатление, что белая сторона доминирует над черной, теснит и подавляет её.
Таким образом, плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» - первое абстрактное, беспредметное живописное произведение не только понятное широкой аудитории, но и наполненное вполне конкретным мотивирующим смыслом. Вот такой вот парадокс. Но был ли Лисицкий первым?
Генезис
При знакомстве с абстрактной живописью не сложно заметить сильную тягу художников к простым двумерным геометрическим фигурам. В особенности это касается супрематистов, технику которых безусловно использовал Лисицкий при создании плаката. Иными словами, художник использовал средства художественной выразительности одной из авангардистских школ. Куда больше вопросов вызывает композиция.
Перед нами плакат другого авангардного художника, другой страны и о другой войне. Это работа итальянского художника-футуриста Карло Карра, «Синтез Мировой войны», 1918 года.
При этом «Синтез…» является переосмыслением более ранней работы того же художника «Синтез футуристов о войне», 1914 года.
Как видно, работа Лисицкого, в своей центральной части, практически копирует плакат Карра. Однако существенная разница заключается в отсутствии той самой динамики. «Синтез…» статичен и переполнен текстом, в то время как одна единственная, энергетически насыщенная фраза Лисицкого –
«Клином красным бей белых»
будто бы даёт дополнительный толчок красному треугольнику на картине и не провоцирует зрителя залипнуть и почитать, кто же там на стороне варваров, а кто на стороне свободы.
Ещё один пример, с которым Лисицкий точно был знаком, обложка поэмы Филиппо Маринетти «Zang tumb tuuum», 1914 года.
Здесь мы снова видим знакомую композицию – треугольник прорывает круг. При этом очевидно, что в случае Маринетти мы наблюдаем обратную динамику. У итальянского художника треугольник не врывается в круг, а наоборот прорывает его изнутри и рвётся наружу. Треугольник «освобожденного слова» Маринетти – не клин, а скорее рупор, обращенный во вне.
Таким образом, не смотря на очевидную схожесть работ итальянских футуристов и плаката Лисицкого, мы не имеем оснований говорить о плагиате и даже о заимствовании. Заметим ещё и то, что для авангардных художников начала 20-ого века столкновение круга и треугольника – мотив чрезвычайно распространённый. Мы показали всего два примера, но на деле их куда больше. Безусловный талант Лисицкого вовсе не в умелом копировании чужих работ, а в способности артикулировать смыслы через зрительные образы, наделять символы конкретным значением, применять абстракции для передачи ясных, непротиворечивых сообщений. Во многом, плакат «Клином красным бей белых» выражает чаяния и надежды многих ранних советских художников-авангардистов – поставить искусство на службу народу, при этом оставаясь произведением искусства.