Законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры», предложенный Минстроем, разрешает строить объекты на заповедных территориях. Да, говорят, но с соблюдением норм. Но нормой было и то, что в заповедниках строить нельзя, а теперь можно. Итак, проект был раскритикован аграрным комитетом Госдумы и природоохранным комитетом. Депутаты внесли правки. Закон был принят во втором чтении, для Байкала ситуация улучшилась, для остальных нет.
Согласно поправкам ко второму чтению, список этих объектов дополнился за счет:
- магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
- социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением средств из бюджета или денег от компаний, в которых государству принадлежит не менее 50%;
- промышленных объектов, если те обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/18/04/2022/625958d79a79472774684032
Если коротко подводить итог того малого, что удалось отстоять, то в федеральных ООПТ строить будет нельзя, а в региональных можно. Вроде бы частные инвесторы не смогут строить гостиницы и курорты, а федералы все смогут. Не вижу большой проблемы сначала построить федеральный проект, а потом передать его в частную собственность. Например, трубопроводы, газопроводы, дороги могут строиться рамках государственно-частного партнерства.
Строительство на ООПТ оправдывают необходимостью развития инфраструктуры. Как обычно, с этим сложно спорить, но почему для этого надо менять законы, а не менять строительные проекты мне неясно.
К сожалению, в законопроекте осталась возможность строительства объектов магистральной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы, на федеральных ООПТ без экологической экспертизы. Тем не менее в таком виде законопроект в гораздо меньшей степени угрожает уникальной системе ООПТ и Байкалу, отвечает Михаил Крейндлин, руководитель проекта по ООПТ российского Гринпис в телеграмм-канале Гринис, чьему мнению я очень доверяю.
Подробнее вот тут:
Депутаты изменят резонансный законопроект о застройке заповедников — РБК (rbc.ru)