Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Лицезрение царских очей и христосование с подданными: как государи праздновали Пасху в допетровское время?

В допетровское время праздничные дни в России определял церковный календарь. Светлое Христово Воскресение отмечали торжественно и радостно и в царском дворце, и в народе. Пасхе предшествовал сорокавосьмидневный Великий пост. На страстной неделе — самой строгой — замирала городская жизнь: не работали приказы, закрывались торговые лавки, затихал шум на улицах.

И.С. Горюшкин-Сорокопудов, «Сцена из XVII столетия», 1934. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
И.С. Горюшкин-Сорокопудов, «Сцена из XVII столетия», 1934. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого

В царской резиденции — Московском Кремле — царь и патриарх всю неделю присутствовали на богослужениях в соборах. В четверг царь обычно бывал на службе в одном из своих домовых храмов, со второй половины 1630-х годов — чаще всего в Верхоспасском соборе Кремля: «В Великий четверг слушал государь обедни у Спаса Нерукотворенного Образа, что у него на Сенех, и причащался святых пречистых христовых таин Тела и Крови Господни». В этот же день в Успенском соборе русский государь и глава Русской православной церкви принимали участие в церковных обрядах, которые, согласно Евангелию, были связаны с событиями Тайной вечери, — освящении воды и омовении ног. Их совершали в алтаре патриарх и митрополит с архимандритами, игуменами и другими церковными властями. Государь, покинув царское моленное место Мономахов трон в южной части собора, стоял в центре напротив открытых царских врат иконостаса, чтобы видеть происходящее в алтаре.

В Великую пятницу происходил вынос почитаемых реликвий — мощей святых — из ризницы Благовещенского собора в Успенский собор для действа омовения мощей. В Успенском соборе совершали вынос плащаницы, напоминавшей о евангельском событии этого дня — погребении Спасителя. В Великую субботу крестный ход «за плащаницей» завершался обедней в главном храме Кремля — Успенском соборе, где вечером начиналась пасхальная всенощная — самая великолепная и длительная церковная служба.

Интерьер Благовещенского собора
Интерьер Благовещенского собора

После всенощной в царском дворце наступало время церемонии, предназначенной для узкого круга лиц, — «лицезрение царских очей». При царе Алексее Михайловиче она устраивалась в Престольной палате Теремного дворца. «Видеть его государевы пресветлые очи» в качестве награды за хорошую службу допускались придворные чины, чьи имена заранее заносили в списки. Избранных удостаивали права лицезреть государя в его хоромах. Ритуал становился запоминающимся событием, с трепетом и почтением подходили к царю служилые люди — «ударяли челом», то есть кланялись, и покидали комнату, уступая место другим. В покои монарха допускали около ста человек из числа тех, кого желали почтить знаком исключительной милости.

Ф.Г. Солнцев, «Портрет царя Михаила Федоровича», первая половина XIX века. Музеи Московского Кремля
Ф.Г. Солнцев, «Портрет царя Михаила Федоровича», первая половина XIX века. Музеи Московского Кремля

Череда христосования царя с подданными начиналась ранним утром после заутрени в Успенском соборе. Патриарх выходил в центр собора христосоваться с монархом: они троекратно целовали друг друга в уста. Потом царь поздравлял духовные власти — архиереев и священников жаловал к руке и вручал каждому красное пасхальное яйцо. Одарив духовенство, царь шел к Мономахову трону, где начиналось христосование со знатными и служилыми людьми. Они подходили к монарху строго по чину, и, в зависимости от знатности, положения и личного отношения, царь одаривал их крашеным пасхальным яйцом.

Адрес «чинов государева ратного стана» наследнику Алексею Николаевичу в день Святого Христова Воскресения, Россия, 1916. Музеи Московского Кремля
Адрес «чинов государева ратного стана» наследнику Алексею Николаевичу в день Святого Христова Воскресения, Россия, 1916. Музеи Московского Кремля

Христосование монарха с людьми всех чинов и рангов происходило в его резиденции всю Светлую неделю, принимали представителей знатных фамилий, а также служилые чины. В Теремном дворце царь жаловал «стольников, дворян и всяких чинов людей» целованием руки и «яичком червленым». Там же принимали мастеров кремлевских палат — иконописцев, златокузнецов, оружейников. В иную Пасху царю требовались тысячи крашеных яиц, а их раздача занимала многие часы. Обычай христосования с подданными стал особенностью празднования Пасхи в России и сохранялся при дворе русских государей до 1917 года.

Шадурский, «Интерьер Теремного дворца», Россия, Ф. Дрегер и Ко, середина XIX века. Музеи Московского Кремля
Шадурский, «Интерьер Теремного дворца», Россия, Ф. Дрегер и Ко, середина XIX века. Музеи Московского Кремля

Фрагмент взят из книги Ю.Н. Уваровой «Пасха в России в XVII – начале XX века»