В допетровское время праздничные дни в России определял церковный календарь. Светлое Христово Воскресение отмечали торжественно и радостно и в царском дворце, и в народе. Пасхе предшествовал сорокавосьмидневный Великий пост. На страстной неделе — самой строгой — замирала городская жизнь: не работали приказы, закрывались торговые лавки, затихал шум на улицах.
В царской резиденции — Московском Кремле — царь и патриарх всю неделю присутствовали на богослужениях в соборах. В четверг царь обычно бывал на службе в одном из своих домовых храмов, со второй половины 1630-х годов — чаще всего в Верхоспасском соборе Кремля: «В Великий четверг слушал государь обедни у Спаса Нерукотворенного Образа, что у него на Сенех, и причащался святых пречистых христовых таин Тела и Крови Господни». В этот же день в Успенском соборе русский государь и глава Русской православной церкви принимали участие в церковных обрядах, которые, согласно Евангелию, были связаны с событиями Тайной вечери, — освящении воды и омовении ног. Их совершали в алтаре патриарх и митрополит с архимандритами, игуменами и другими церковными властями. Государь, покинув царское моленное место Мономахов трон в южной части собора, стоял в центре напротив открытых царских врат иконостаса, чтобы видеть происходящее в алтаре.
В Великую пятницу происходил вынос почитаемых реликвий — мощей святых — из ризницы Благовещенского собора в Успенский собор для действа омовения мощей. В Успенском соборе совершали вынос плащаницы, напоминавшей о евангельском событии этого дня — погребении Спасителя. В Великую субботу крестный ход «за плащаницей» завершался обедней в главном храме Кремля — Успенском соборе, где вечером начиналась пасхальная всенощная — самая великолепная и длительная церковная служба.
После всенощной в царском дворце наступало время церемонии, предназначенной для узкого круга лиц, — «лицезрение царских очей». При царе Алексее Михайловиче она устраивалась в Престольной палате Теремного дворца. «Видеть его государевы пресветлые очи» в качестве награды за хорошую службу допускались придворные чины, чьи имена заранее заносили в списки. Избранных удостаивали права лицезреть государя в его хоромах. Ритуал становился запоминающимся событием, с трепетом и почтением подходили к царю служилые люди — «ударяли челом», то есть кланялись, и покидали комнату, уступая место другим. В покои монарха допускали около ста человек из числа тех, кого желали почтить знаком исключительной милости.
Череда христосования царя с подданными начиналась ранним утром после заутрени в Успенском соборе. Патриарх выходил в центр собора христосоваться с монархом: они троекратно целовали друг друга в уста. Потом царь поздравлял духовные власти — архиереев и священников жаловал к руке и вручал каждому красное пасхальное яйцо. Одарив духовенство, царь шел к Мономахову трону, где начиналось христосование со знатными и служилыми людьми. Они подходили к монарху строго по чину, и, в зависимости от знатности, положения и личного отношения, царь одаривал их крашеным пасхальным яйцом.
Христосование монарха с людьми всех чинов и рангов происходило в его резиденции всю Светлую неделю, принимали представителей знатных фамилий, а также служилые чины. В Теремном дворце царь жаловал «стольников, дворян и всяких чинов людей» целованием руки и «яичком червленым». Там же принимали мастеров кремлевских палат — иконописцев, златокузнецов, оружейников. В иную Пасху царю требовались тысячи крашеных яиц, а их раздача занимала многие часы. Обычай христосования с подданными стал особенностью празднования Пасхи в России и сохранялся при дворе русских государей до 1917 года.
Фрагмент взят из книги Ю.Н. Уваровой «Пасха в России в XVII – начале XX века»