В прошлом году во время посещения Олдтаймер Галереи 2021 я сфотографировал редчайший советский внедорожник «Москвич-415С», который к тому времени только что прошёл процедуру комплексного восстановления:
И хотя «415й» в серию не пошёл, у него был преемник, который получил индекс «2150».
Сохранившийся экземпляр находится в коллекции московского музей «Мечта Москвича». О нём и поговорим сегодня.
Всё началось еще в конце 50-х годов прошлого века, когда на МЗМА решили разработать внедорожник для армии и села, который не был бы модификацией обычного легкового автомобиля.
Первые прототипы рамных внедорожников получили условное название «Москвич 4х4» и были очень похожи на американские Willys MB времён Второй мировой.
После испытаний подготовили прототипы второй серии, известные как «Москвич-415» (вариант с открытым кузовом) и «Москвич-416» (с закрытым кузовом).
Потом проект забросили ввиду отсутствия интереса со стороны отраслевого министерства, но вернулись к нему в 1973 году (в самый разгар разработки АвтоВАЗом первой «Нивы»). Так появился «Москвич-415С», о котором я уже рассказывал.
Но не он один. Примерно в то же время АЗЛК сделал еще одну попытку дать путёвку в жизнь проекту внедорожника.
В конце 1973 — начале 1974 годов были сделаны еще два прототипа, получившие обозначения 2148 (открытый вариант) и 2150 (с закрытым кузовом).
Эти модели должны были стать конкурентами для Иж-14 и «Нивы». Но не получилось: в серийное производство пустили более совершенную «Ниву».
Надо сказать, что «Москвич-2150» был скорее конкурентом УАЗу-469, чем «Ниве» — он был более «внедорожным», имел раму, неразрезные мосты, рессорную подвеску и блокируемые дифференциалы.
Несмотря на схожесть с более ранними прототипами, с конструктивной точки зрения «2150» довольно сильно от них отличался.
В первую очередь, по агрегатной базе он был унифицирован с «Москвичом-412». От него, например, взяли 1,5-литровый двигатель, правда с уменьшенной степенью сжатия (до 7,25), позволявший работать на более дешёвом «семьдесят шестом» бензине.
Значительно снизили (до шести штук) количество точек смазки, чтобы было легче обслуживать автомобиль прямо в колхозах, которые были часто удалены от районных центров.
Кроме этого, в оснащение входил предпусковой обогреватель (примерно, как у ГАЗ-69), а система охлаждения заполнялась не привычной тогда водой, а антифризом.
«Москвич-2150» был длиннее «415-го»: колёсная база выросла с 2030 до 2270 мм. Колея стала шире, что сделало внедорожник немного устойчивее.
В подвеске использовались продольные рессоры со стабилизатором поперечной устойчивости.
В задний мост наконец-то установили дифференциал повышенного трения с возможностью его блокировки — об этом испытатели говорили еще со времён самых первых прототипов.
Все тормоза оставили барабанными: они более неприхотливы в условиях бездорожья.
В раздаточной коробке появился вал отбора мощности для подключения различного оборудования, например, лебёдки или насоса.
Если у «Москвича-415С» лобовое стекло могло откидываться на капот, то у «2150» такая возможность пропала. Это логично, ведь кузов был цельнометаллическим без возможности демонтировать крышу.
Все боковые окна сделали плоскими, а еще они имели сдвижные вбок секции. Причём как окна дверей, так и задние боковые окна.
Дворники переехали в нижнюю часть лобового стекла, улучшив обзорность с водительского места.
В салоне появились травмобезопасные пластиковые элементы, хотя он всё еще оставался спартанским.
Сиденья были тоже максимально простыми и имели лишь продольную регулировку. Вместо заднего дивана и вовсе использовались две откидные лавки, расположенные вдоль бортов.
«Москвич-2150» мог буксировать прицеп полной массой до 350кг, а в случае, если прицеп был оборудован тормозной системой – полной массой до 850кг. Максимальная скорость при движении по шоссе составляла 120 км/ч.
В общем, автомобиль получился очень интересным и точно был бы востребован не только на селе.
АЗЛК планировал выпускать до 60 тысяч таких внедорожников в год, и даже думал использовать для этого цеха своего филиала в Кинешме.
Но ничего не получилось. Приоритет тогда был отдан более перспективной и современной «Ниве», а «Москвич-2150» так и остался в виде нескольких прототипов.
К счастью, один из прототипов (как раз с закрытым кузовом) попал в музей АЗЛК, а потом перекочевал в музей «Мечта Москвича» на ВДНХ.
Интересно, что его собрат с открытым верхом тоже сохранился, но в гораздо более плачевном состоянии.
Какое-то время его использовали в качестве киносъемочного, но позже он попал в музей АвтоРевю (которого больше нет), где ждал своей очереди на реставрацию.
Но, кажется, так ине дождался. По крайней мере, никаких новостей о нём с тех пор не было.
Лично мне очень жалко, что завод не смог наладить серийное производство «2150».
Он был меньше, чем УАЗ-469, поэтому отлично подошёл бы тем, кому УАЗика было слишком много.
Например, тем, у кого он банально не влезал в гараж. А это было так, ведь 469-ый, особенно с жёстким верхом в стандартные ворота не входил. У меня был такой, я знаю.
Хочется верить, что хотя бы с этим прототипом всё будет хорошо даже после закрытия таузея «Меча Москвича» (что должно случиться уже в ближайшие месяцы).