Мария Денисенко — куратор VII набора программы «Учитель для России» в Калужской области.
Мария из Троицка, Московской области. Окончила философский факультет МГУ. Она — дипломированный преподаватель обществознания и философии. В студенческие годы работала мастером профессий в детском интерактивном музее «КидБург». Это стало для Маши важным опытом общения с детьми и развития социального интеллекта. После окончания университета Маша занималась частным репетиторством — и подала заявку в программу, в которой по итогу работала два года учительницей истории и обществознания в школе № 43 г. Калуга.
Сегодня Маша делится своим опытом работы куратора в программе.
У меня, как у каждого куратора в программе, очень разнообразные рабочие дни: они могут начинаться и заканчиваться рано или длиться бесконечно. Они могут состоять из рабочих звонков в «Зуме», когда я меняю десятки удобных и неудобных поз на своем диване, а могут представлять собой череду автобусов, электричек, а иногда — поездов и самолетов.
Куратор — всегда немного кочевник. Никогда не знаешь, где и на сколько придется задержаться. Со временем понимаешь, что все зарядки нужно возить с собой, как и книгу, и термос с чаем. С опытом приходит знание всех местных кофеен и теплых местечек, где можно подождать участника с уроков и поговорить. Учишься подгадывать время, чтобы успевать в большее количество мест. Знаешь, какая электричка порадует тебя мягкими сиденьями, а в какой сиденья жесткие, с еще советским дерматином, впитавшим в себя многие поколения.
Чтобы доехать до дальних школ, надо встать рано, иногда в пять утра. Весной и ранней осенью это почти приятно, но зимой невыносимо. Дорога до остановки, ожидание автобуса, соревнование за сантиметры свободного пространства в час пик — борьба с образовательным неравенством порой не обходится малой кровью. Зимой важно надевать теплую обувь, да еще и на размер побольше, чтобы влез носок, иначе за целый день работы можно остаться без ног. Зато когда светит солнце, и все вокруг постепенно оживает, я провожу в дороге несколько часов наедине с собой, думая о чем-то приятном.
Иногда куратор едет на такси, и это очень комфортная поездка. Порой в машине случаются интересного рода разговоры, а иногда это почти единственная возможность за день помолчать.
Помимо логистики пути важно знать расписание уроков и приходить заранее: вход в школу начинается с ритуала общения с охранником или уборщицей и ежемесячного представления себя как невнятной рабочей единицы, прибывающий извне в закрытое и камерное пространство школы. Не стоит забывать сменку или бахилы и паспорт — тогда привратники образовательных учреждений оказываются благосклонны к кочующим чужакам.
Во время перемены школьные коридоры полны детей — эта волна подхватывает и несет тебя бурлящим потоком. Собственный учительский опыт позволяет ловко лавировать в ней, обтекая ученические массы без вреда для жизни и здоровья. Уже здесь можно услышать множество забавных фраз: кто у кого спишет домашку, какие прозвища носят учителя, какую музыку нынче надо слушать и на кого подписаться. Если одеться достойно, то с тобой будут здороваться. Если выбрать более неформальный стиль, можно даже смешаться с толпой старшеклассников.
Иные пространства школ ты приручаешь (или они приручают тебя), и уже можешь устроится в углу учительской и даже выпить чай. В некоторых продолжаешь теряться даже спустя год работы.
Попадая в класс, куратор обычно занимает последнюю парту. Так поступаю и я. С нее парадоксальным образом можно увидеть все то, что трудно разглядеть от доски. Начинается самое интересное и завораживающее, то, ради чего был проделан зачастую непростой и тернистый путь, — урок.
Куратор наблюдает много уроков: хорошо подготовленных и не очень, в больших классах и малых, радующих учителей и заставляющих их глаза наполняться слезами. Но нет ни одного повторяющегося.
Самое интересное на уроке — это, конечно же, дети. Иногда они вообще не замечают тебя в классе, и ты полностью растворяешься в процессе, словно смотришь кино со стороны. А иногда становишься невольным участником процесса.
Как-то раз один ученик очень активно выражал несогласие с одноклассником, а его товарищ обернулся на меня, сидящую с ноутбуком, окинул понимающим взглядом и произнес: «Позер! Так и запишите: позер!» Конечно, я записала. Разве можно отказаться от такого сокровища в копилку рабочих цитат?
Самое скучное — когда урок очень хороший. В такие моменты ты немного лишний: все, что тебе остается, — это смотреть и улыбаться. А когда что-то идет не так, важно понять, что и почему, и постараться помочь разобраться в ситуации.
Порой на уроках случаются знаменательные события: в класс залетала муха, Петя пнул Таню, зашел завуч или директор, перегорела лампа, кончился мел и еще многое другое — школьная жизнь всегда кипит и бурлит. И нет ничего неважного или незначительного, а в серых буднях порой случаются открытия, трогающие сердца. Всегда молчащий ребенок вдруг поднимает руку. Дети впервые сами заполняют рабочие листы. Групповая работа случается, и никто не дерется и не ссорится в процессе. Учитель успевает провести рефлексию в конце урока, на которую часто не хватает времени. Учащиеся говорят о личном и важном. Учителя слушают и отзываются. Открывая что-то в детях, всегда открываешь что-то и в себе.
Куратор — человек, свидетельствующий путь. Путь учителя и его учеников: трудности и победы, потери и поражения, приобретения и награды. Здесь важно уметь подсветить происходящее, но не навязывать свою картину событий. Быть объективным, но сочувствующим. Принимать слабость, но не попустительствовать распущенности.
После урока важно дать обратную связь. Обычно это не обходится без совместного обеда.
— Какую цель ты ставил на урок?
— Как бы ты мог сделать это иначе?
— Что у тебя получилось?
Важно задать правильные вопросы, но порой нужно просто послушать. Иногда стоит подумать вместе, а иногда — сформулировать сухую выжимку.
Бывает, что до или после уроков происходит разговор с директором. Это всегда важно и проходит очень по-разному. Это может быть строгая и официальная беседа, а может быть душевный разговор за чашкой чая. Тут тоже важно выслушать. В конечном итоге, школа, кажется, больше всего нуждается в том, чтобы ее по-настоящему слушали.
После уроков и разговора с участником куратор начинает свой путь домой или задерживается в каком-нибудь уголке, где устраивает рабочий созвон, заполняет очень важную табличку или проводит неопределенное количество времени в телефоне, отвечая на всевозможные входящие запросы. Куратор — кочевник, который должен уметь быть везде одновременно.
По пути домой обычно приходят усталость и голод, особенно когда не удается выкроить время для перекуса. Можно забежать в супермаркет за бананом или в ларек за булкой: опыт приносит понимание того, в какую привокзальную забегаловку не стоит и носа совать, а где подают катастрофически недооцененную шаурму.
В дне куратора случаются коуч-сессии или, проще говоря, разговор с учителем. Они просходит у тебя или у них дома, в кафе, а в хорошую погоду и в парке. Порой их организуют в школе, если учитель имеет счастье и возможность забаррикадироваться в собственном кабинете на часик. О чем же эти разговоры?
О детях и всех чувствах, что могут к ним быть, о школе, которая вытягивает все силы и открывает как самые темные, так и самые светлые части, об отчаянии и надежде, о планах, нынешних и будущих свершениях, а иногда о том, что принтер в школе работает плохо, доска старая и мел не пишет.
Так вот, я еще не дома? Кажется, нет. Но и когда я наконец туда доберусь, преодолев уже вечерний час пик, работа может продолжиться. Вообще у куратора бывают почти свободные дни, особенно если он хорошо потрудился над своим расписанием. В такие дни можно встретиться с друзьями, целый день не делать ничего полезного, сходить в кино, убраться дома. Но все же куратор постоянно проверяет рабочие чаты и планирует будущие поездки, ведь школа никогда не останавливается.
Бывают дни, когда все идет не по плану, и вместо одной школы едешь в другую или вообще не едешь никуда. Или срочно покупаешь шкаф, разгружаешь канцелярку, заказываешь еду для встречи, мчишь на экстренный разговор с директором. Куратор — универсальная единица: он и бананы нарежет для кофе-брейка, и обучающую сессию проведет, и накормит вас обедом, если вы приедете к нему в гости.
У куратора не случается дня, в точности повторяющего предыдущий: пусть будни и состоят из сходных кусочков пазла, мозаика каждый раз выходит разная. Порой она яркая и насыщенная, порой — бледная и куцая, порой она радует своим видом, а иногда вызывает горькую досаду и злость. Но как бы ни сложился день, я точно знаю, что он принесет нечто интересное.
Принять участие в программе и стать учителем.
#история #историяизжизни #интервью #школа #обучение #дети