Здравствуйте, друзья!
В ходе последних событий пора узнавать свою страну и планировать летний отпуск по России!
Мы продолжаем публиковать для Вас готовые маршруты для путешествия на УАЗе или другом авто.
Сегодня мы расскажем об авторском маршруте, который вы нигде не найдете.
Начнём!
Маршрут относительно лёгкий, услуги экскурсовода можно заменить спутниковым навигатором. Но нужно учитывать, что вождение автомобиля по горным дорогам может стать неприятным сюрпризом для начинающих автовладельцев, привыкших к ровным городским трассам. Поэтому лучше выбрать хороший внедорожник.
Оптимальный вариант: простой в управлении и надёжный #УАЗ. Также учитывайте, что к отдельным достопримечательностям придётся добираться пешком.
Нужно заранее позаботиться о главных слагаемых успеха треккинговых путешествий: удобной обуви и лёгком рюкзаке, в котором поместится всё необходимое (розжиг костра, запас еды, аптечка первой помощи). Разумеется, нельзя игнорировать прогноз погоды. Излишнее усердие в сборах тоже ни к чему — все путешествие займет меньше суток с учетом обратной дороги.
Начинается путешествие в небольшом селе Бабугент (если вы впервые слышите это название, знайте: примерно 45 километров к югу от Нальчика). По данным последней переписи населения, здесь проживает примерно 3700 человек. Во времена СССР внутренний туризм в этом регионе был более популярен, здесь была турбаза, но сейчас она закрыта.
Остановиться можно в отеле «Голубое озеро», который находится чуть дальше по маршруту, или в Верхней Балкарии. Нужно проехать по улице Мокаева на юг (в сторону домов с бОльшими номерами) и покинуть село.
Первый повод остановиться — собственно Голубые озера. Это пять водоемов, крупнейший из которых — Нижнеголубое озеро — на местном языке зовётся Церик-Кель.
С балкарского языка это переводится как «Гнилое озеро». Такое название оно получило из-за примесей сероводорода. Из-за него температура воды всегда постоянна (9,3 градуса), а проживать в ней могут только рачки, напоминающие креветок.
Ранее озеро считалось бездонным, установить его глубину удалось только в 2017 году. Исследователи из Русского Географического Общества с помощью современной техники смогли найти самую глубокую точку — 268 метров.
Рядом есть и «нормальные» озера, богатые рыбой: Сухое, Секретное и два Верхнеголубых, разделенных дамбой. Для туристов здесь построены несколько кафе, упомянутый выше отель и гостевой дом.
Продолжаем ехать на юг. Спустя 2-3 сотни метров после Церик-Келя трасса идет практически параллельно реке Черек Балкарский, так что любоваться ей можно из окна автомобиля.
А вот у водопада Каябаши-Су остановиться всё же рекомендуем. Вообще этот край богат на них, так что если строить маршрут с целью увидеть все, можно потерять не одну неделю. А этот водопад (какая удача!) расположен прямо возле трассы, так что определённо заслуживает внимания.
Прямо перед въездом в тоннель можно случайно пропустить участок старой дороги. Лучше остановиться и прогуляться по ней. На машине там проехать никак не выйдет, её лучше припарковать у этого участка пути. Прогулка не займет много времени, интересующий нас участок протягивается примерно на 200 метров, дальше можно развернуться и вернуться к авто.
Едем до Черек-Балкарского ущелья. Прямо перед въездом в село Верхняя Балкария не забудьте развернуться и по серпантину добраться до дома Жангузаровых. Это гостеприимное семейство проживает в доме средневекового типа, восстановленном на свои средства. Зайти к ним в гости — отличный шанс увидеть старую архитектуру не в виде руин, а такой, какой она была века назад.
Неподалёку от дома есть развалины селения Зылгы. Внимания заслуживают башни, оставшиеся с тех времен, когда здесь гордо возвышалась скальная крепость.
Вообще в этих местах осталось много разрушенных в середине XX века строений, так что если интересует тот период архитектуры — смело спрашивайте в Верхней Балкарии у местных жителей, в какую сторону пойти, чтобы полюбоваться руинами. Про самые интересные брошенные места мы расскажем чуть ниже. Можно встретить и кешене — так здесь называют склепы. В самом селе, кстати, есть автозаправка, не забудьте про бензин.
Дальше маршрут ветвится. В селе рекомендуем съехать с центральной улицы в направлении реки Чайнашки. Совсем рядом находится разрушенное селение Шаурдат. На автомобиле туда ехать довольно опасно, есть риск свалиться в пропасть. Поэтому лучше припарковать свои авто в селе и размять ноги, прогулявшись до курганов. Здесь можно найти импровизированные смотровые площадки с прекрасными видами.
Если двигаться от Шаурдата к юго-западу, можно добраться до озера Гийбашкёль. Но отправляться туда на машине без подготовки опасно. Извилистая дорога по высокогорью сейчас в плохом состоянии, поэтому не стоит рисковать. Пеший же путь туда займет больше часа в одну сторону. К Гийбашкёлю лучше отправляться с подготовленным гидом.
Вернувшись в Верхнюю Балкарию, немного поплутайте по улицам и двигайтесь в сторону, противоположную Шаурдату. Там вас ждёт разрушенная крепость Курнаят. Она была построена ориентировочно в XV веке. В те времена это был стратегически важный опорный пункт, теперь — приятный сюрприз для туристов. До нее уже можно доехать на машине. Развалины напоминают горы небрежно сложенных камней, но не стоит забывать, что они стоят здесь не первый век. Тоже советуем обойти весь комплекс пешком, это займёт немного времени.
Небольшая историческая справка: до XX века и без того небольшое село Верхняя Балкария представляло собой россыпь селений, аулов и фортификационных сооружений. Поэтому не стоит удивляться повсеместным развалинам из камня. На выезде из села (приметы: гостиница «Тау Эль» и мечеть Эски-Межгит) можно свернуть как налево, так и направо. В обоих случаях вы выйдете к памятникам архитектуры тех времен: Абай Къала и Амирхан-Кала. Так называются башни, которые охраняли ближайшие селения: Кюнлюм и Шканты соответственно. Неподалеку от первого есть водопад. Идти туда проще пешком, машину можно оставить у гостиницы.
Но самое интересное ждёт, если выехать из села и двинуться по дороге на юго-запад. Конечная цель этого маршрута — урочище Уштулу. Любопытный факт: во времена СССР оно было отмечено в одном из Всесоюзных туристических маршрутов. После распада Союза дорога была заброшена и стала абсолютно непроходимой, но относительно недавно (в 2013 году) правительство региона выделило деньги на её восстановление. Если вы планируете путешествие на вторую половину июня, вам повезло. В это время здесь цветет рододендрон, внесенный в Красную книгу.
Рвать его не стоит. Зато здесь же можно встретить кусты малины и ежевики, никто не мешает попробовать высокогорные ягоды. Если повезет, получится встретить стадо яков. Обычно они мирно пасутся и избегают контакта с людьми. Просто отходят, если считают, что что-то рядом представляет для них опасность. Но если в стаде есть детеныши, подходить всё же небезопасно.
Здесь можно остановиться у источника минеральных вод. Он находится недалеко от места, где соединяются реки Карасу и Дыхсу, нужно подняться по крутым серпантинам. Но спешить туда не стоит. Примерно на середине пути между Верхней Балкарией и источником нарзана стоит остановиться и пройтись в сторону водопада Зеркли-суу — ещё один пейзаж, заслуживающий ваших фотографий.
Предупреждаем, что добраться туда может быть сложно, так как придется подниматься по тропе с сильным уклоном.
А отдохнув у источника минеральной воды, можно разворачиваться в обратный путь.
Дальше ехать просто так не получится, парой километров южнее пролегает российско-грузинская граница. Вы можете видоизменять маршрут по своему усмотрению: например, посетить часть крепостей на обратном пути или узнать у местных жителей про достопримечательности, которые мы забыли отметить.
Главное помнить про принципы уважающего себя и других туриста — будьте вежливы к окружающим, не мусорьте, бережно относитесь к окружающей природе. Так путешествие подарит вам только положительные впечатления.
Далее публикуем несколько фото с маршрута
Оценить нашу работу можно оставив комментарий или "палец вверх" — спасибо!
Также хочется сказать спасибо за помощь в подготовке маршрута Михаилу, который с радостью согласился поделиться информацией!
METALPART.RU
Даём 10% скидку на первый заказ!
Более 1000 заводских запчастей для автомобилей УАЗ и ГАЗ!
Доставка по всей России!
Увеличенная гарантия от производителя — до 3-х лет на ряд товаров!
Посетите наш интернет- магазин!
Или позвоните по телефону: 8 800 700 53 87 (звонок по России —бесплатный!)
Будем рады видеть вас в числе наших довольных клиентов!