Найти тему
Iren Adler

Счастье по-скандинавски

Я тут в очередной раз пребываю в легком когнитивном диссонансе. Даже решила поделиться, пока лень не одолела. Возник конфликт внедряемых, усердно пропагандируемых идей и литературных откровений. Что за идеи? А помните, как нам довольно часто предъявляют рейтинги счастья? Рассказывают и убедительно показывают, какие страны самые счастливые. Из года в год нам предъявляют отчеты всяческих агентств, что едва ли не самые счастливые страны это - Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания. Вот просто счастье бьет ключом.

И вот в чем конфликт... Я за год прослушиваю в среднем около ста книг самых разных жанров. Естественно, не все они заумные, есть и детективы. В частности, детективы авторов-скандинавов. И вот в чем парадокс: все персонажи авторов-скандинавов абсолютно несчастные люди. Нет ни одного более-менее психически здорового человека! Ни одного. Все с суицидальными наклонностями, депрессиями, маниями, неврозами, психозами, склонностями к запрещенным веществам, разводами, скандалами и тому подобным. Спрашивается, и где же это самое счастье? Ну хорошо, когда какой-нибудь российский автор сочиняет чернуху с хроническими алкоголиками, взяточниками, бандитами, казнокрадами, разбитыми дорогами и умирающими от голода пенсионерами, все воспринимают это как должное. Все дружно восклицают: автор нарисовал подлинный портрет реальности! А что тогда рисуют скандинавские авторы? Почему у них все персонажи сплошь пациенты психиатров?

Вот в данный момент я слушаю книгу Фредерика Бакмана "Тревожные люди". Этого автора называют едва ли не современным классиком. У книги куча положительных рецензий. Вообще, я всегда с настороженностью отношусь к авторам, которых так усердно хвалят. Особенно западников. Потому что у меня обычно мнение прямо противоположное. Мозги, видимо, устроены неправильно.

Пока ничего, кроме раздражения, у меня эта книга не вызывает. В рецензии мне обещали истории хороших людей с большим сердцем, которые оказались заложниками. Во-первых, никаких хороших людей я пока и не увидела. Пока это компания никчемных эгоистичных пустышек, которые недовольны своей жизнью и пытаются всех сделать виноватыми. Все они якобы пришли на показ квартиры, выставленной на продажу. Пришла пожилая пара, которая за долгую супружескую жизнь не научилась общению друг с другом. Чтобы найти тему для разговора, им приходится ходить по всем филиалам ИКЕА. Две лесбиянки (ну как же без них?), которые изображают семью, но готовы по любому поводу выцарапать друг другу глаза, потому что сознают свою ущербность, как бы не притворялись и не тыкали всем окружающим, что, типа, мы полноценные. Богатенькая дамочка, которой никакая квартира не нужна, но которая занята исключительно тем, что доказывает всем свою крутизну. Единственное ее удовольствие это втоптать ближнего своего в грязь. Другое удовольствие ей недоступно. Ко всему этому прилагается редкой глупости риэлторша.

Истинную жалость вызывают полицейские, которые вынуждены этих персонажей допрашивать как свидетелей. Эти полицейские, стоящие на страже либеральных свобод, обречены терпеть выходки всей этой компании, где каждый бешено отстаивает свои права на свою либерально подкрепленную глупость.

Очень жалко так называемого грабителя, обыкновенного человека, отца двух дочерей, которого лишила семьи либеральная система той самой счастливой страны.

Одним словом, в очередной книге от очередного скандинавского автора я не обнаружила даже тени счастья. Да просто признаков человечности не обнаружила у представителей тех самых классических европейцев. А, может быть, в том и состоит тайный замысел писателя? Нарисовать истинный портрет - портрет людей абсолютно пустых. И они, собственно, чувствуют эту свою пустоту, эту гремящую медь, с виду благополучную, начищенную, респектабельную, потому и несчастны, потому и недовольны. А вот заполнить эту пустоту нечем. Мебелью от ИКЕА душу, увы, не декорируешь.

Опять же, это мое личное мнение. Я могу и ошибаться.

P.S. Так как статья вновь появилась в ленте Дзена, я вношу некоторые коррективы. Когда статья мною создавалась, финал произведения был мне неизвестен. А сейчас я знаю, чем все кончилось. Знаю, что грабитель это не отец, а мать, что еще более усугубляет творящееся безумие. Знаю, что эти якобы заложники вдруг все дружно решили помочь этой несчастной матери. Они вдруг оказались все такими хорошо. Скажу как Станиславский: не верю! Финал совершенно притянут за уши, надуман и лжив. Верю только в то несчастье, которое постигло "грабителя".