Блок НАТО, как знают интересующиеся, исповедует принцип информационной прозрачности во всём, что не является секретным. На видеохостингах можно найти видео с самолетами пятого поколения F-35 крупным планом на военных аэродромах и в полёте, процессы погрузки-разгрузки в военно-транспортные самолёты оружия и амуниции, работу пилотов F/A-18 на американских авианосцах, взлёты и посадки "аваксов", "лэнсеров" и т.п. Все эти детализированные и многочисленные видеосюжеты снимаются военными специалистами по PR или являются просто любительской съёмкой военнослужащих, а то и гражданских споттеров.
НАТОвцы ничего не прячут "на всякий случай", только по делу.
Даже бесконечные рейсы транспортников НАТО на польский аэродром Жешув, что возле украинской границы, свободно показываются на сервисе Flightradar24.
Засекречивается только то, что имеет реальную ценность. Например, технологии и новейшие образцы - вроде приборов ночного видения последнего поколения (но это уже к авиации не имеет прямого отношения)
Тем удивительнее информационная политика, которую начало вести латвийское государство по отношению к авиаспоттерам, да ещё и в гражданском аэропорту. С февраля 2022 года любая видеосъёмка из-за забора аэропорта Рига стала считаться подозрительной. Местная полиция перешла на усиленный режим патрулирования с 24 февраля и начала буквально отлавливать всех немногочисленных авиаспоттеров - любителей поснимать на камеру жизнь аэропорта, руление, взлёты и посадки самолётов.
В чём же проблема и что случилось? Автор столкнулся с проблемой лично и выяснил мотивы такого поведения латвийских "силовиков".
Как было везде
Любой человек с камерой, снимающий самолёты в аэропортах, знал:
1. "Зазаборинг" легален. Законна любая фото- и видеосъёмка, которая ведётся открыто и без проникновения на охраняемую территорию аэропорта. Особенно в отсутствие табличек типа "съёмка запрещена".
2. Службы безопасности аэропортов настойчиво просят не снимать самолёты израильской авиакомпании El Al. Это требование авиакомпании.
3. На военные аэродромы лучше не соваться без разрешения, даже не надо снимать из-за забора. А гражданские аэропорты - это без проблем и без ограничений.
4. Слушать радиопереговоры диспетчеров и пилотов на авиачастотах можно с помощью радиоприёмника или радиосканера. Радиопередатчики в авиационном частотном диапазоне - на это строгий запрет и уголовный кодекс практически во всех странах.
Как стало в Риге
1. Аэропорт Рига хоть и гражданский, но регулярно и уже много лет принимает военно-транспортные самолёты НАТО, а также различные правительственные борты. В Латвии просто больше нет аэропортов, которые в состоянии круглосуточно принимать и проводить операции по разгрузке и погрузке таких самолётов как, например, Hercules 130 или Boeing C-17 Globemaster III.
2. Если авиаспоттер снимает всё подряд, значит в кадр попадают и военные самолёты, а также могут быть сняты процессы их погрузки и разгрузки, а также сами грузы. Систематическая съёмка таких самолётов и процессов - это очень подозрительно! И неважно, что самолёт разгружается на открытой площадке под присмотром десятков служебных камер видеонаблюдения и при участии десятков сотрудников аэропорта.
3. Шпионаж - это не только доказанный факт передачи информации в интересах иностранного государства (России или Белоруссии, само собой). Преступна сама видеосъёмка, поскольку это сбор информации. А уж если с хорошей камерой, да со штатива и с включенным радиосканером на частоте Riga Tower... Тут вина практически сама себя доказала. То есть регулярный споттинг в аэропорту = наказуемая деятельность. Таковы современные геополитические реалии в Латвии...
4. Говоришь, что ты - авиаблогер и снимаешь всё для публикации в соцсетях и Ютубе? Врёшь! Это не публикация, а замаскированный способ передачи фото и видеоматериала в пользу ГРУ, ФСБ, СВР Генштаба РФ и КГБ Белоруссии!
Все негласные правила авиационного споттинга, которые формировались десятилетиями и работали раньше, аннулированы.
Поэтому на канале "Авиахаб" больше не будет никаких видеоматериалов из международного аэропорта Рига. Последняя съёмка состоялась 25 марта 2022 года и она была прервана полицейским патрулём, который увёз автора в участок.
В тот день, кстати, в аэропорту не было и не ожидалось ни одного самолёта НАТО.