Эти вопросы были предметом обсуждения в журнале «Современник» в 80-х годах 19-го века. Но и позже, вплоть до настоящего времени, эти вопросы в разных вариациях ставились и обсуждались в российском обществе.
Казалось бы, ответы очевидны. И все же...
Усложним поставленные вопросы.
Какие люди – мужики? Какие люди – женщины? Зачем народу грамота (или шире – образованность)?
Чтобы не расплываться в рассуждениях, приведем тезисы из одной книги, в которой эти вопросы решены с позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики (мало изучаемых областей знаний даже в отраслевых вузах).
Так вот.
Среди мужиков, как и среди женщин встречаются «первобытные» люди (лица, живущие своим телом), «средневековые» (лица, живущие своей психикой) и «цивилизованные», способные жить другим человеком. Такое разделение людей (разумеется, условное) обусловлено воспитанием, сущность которого состоит в удовлетворении их актуализирующихся потребностей педагогическими средствами в процессе роста и развития. А поскольку такого (должного) воспитания по сути до сих пор нет (ни в семье, ни в школе), то и преобладают среди людей незрелые («первобытные» и «средневековые») личности, подверженные вредным привычкам и склонные к преступным действиям. Доказательства можно легко найти в статистике роста наркоманов, преступников и др. асоциальных личностей. Впрочем, это можно видеть на экранах ТВ. И заметим, что среди "неполноценных" личностей, которые заполонили экран, преобладают лица с высшим образованием. Таким образом, третий вопрос (Зачем народу образование?) становится не совсем правомочным, ибо образованность не делает человека полноценной личностью.
Полноценным человека делает только полноценное воспитание.
Далее приведем книгу, которая благоприятствует решению этого вопроса. А следовательно, нужна каждой семье, где растут дети, и каждой школе, которая призвана воспитать из учеников патриотов своей страны.
Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
Главная мысль в книге – мысль педагогическая: «счастье доступно только людям воспитанным».
Основной метод письма – научно-художественный метод Михаила Зощенко.
С позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (док. педаг. наук Г. К. Зайцев, и док. медиц. наук А. Г. Зайцев) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).
P.S. Каждый (если еще сохранил в себе Человека) найдет в книге про себя и своих детей, сможет заглянуть в свое и их будущее и заняться, пока не поздно, самовоспитанием и воспитанием.
Книга продается на Яндекс Маркет.