Всегда завидовала "белой завистью" людям, у которых всё по плану. Вот, честно, по-хорошему завидую, потому что в моей жизни всё не так и... что самое главное — от меня это не зависит. Долгое время я добросовестно выполняла все рекомендации известных тайм-менеджеров и... только убедилась в том, что "на мне вот это всё не работает".
Скажу даже больше, я поняла, что вхожу в ту самую категорию человечества, о которой говорят: "хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах".
За последнее время всё, что я тщательно планировала разбилось вдребезги:
- Популярная сеть для публикации фото попала под запрет
- Доступ к украинскому ресурсу, на котором я выкладывала книги на украинском языке, закрыли... Не то, чтобы это прям стало катастрофой. Просто неприятно, что рядовые читатели остались без новинок. А писатели билингвы, как я, без аудитории. С другой стороны, снова стать мишенью в "охоте на ведьм", которую в последнее время устроили особо радикально настроенные граждане, мне тоже не хочется.
С языками, которые я знаю на разговорном уровне, тоже получилось... как получилось — сейчас они "не в моде".
Впрочем, и это я уже проходила в школе, когда нам в качестве иностранного предлагали только английский, а не немецкий, который я хотела учить.
Вишенкой на торте стало то, что мой Эйсер Тайваневич всё чаще стал кочевряжиться. С ним понятно, старичку–путешественничку уже больше 10 лет. Для ноутбука это преклонный возраст. И хотя половина "внутренностей" товарища Эйсера уже подверглась глобальной трансплантации, век техники недолог.
Так что сейчас я в основном пишу при помощи Самсона Аароновича, чтобы не перегружать ноутбучного (или ноутбукового?) пенсионера. Перед публикацией только захожу проверить орфографию. На ноутбуке у меня установлено очень удобное приложение для браузера, которое проверяет текст на "АпшиПки и АчипЯтки" намного лучше смартфоновского.
К чему я всё? К тому, что я ещё когда писала про усадьбу отца Герцена планировала (!!!) рассказать о старых дореволюционных зданиях с закопанным первым этажом. А потом закрутилось: период магнитных бурь, поиски нового ресурса для публикации книг, домашне-бытовое и собако-воспитательное.
К слову, Диего дрессировать легче, чем Сириуса. Вот тут и понимаешь, что английская пословица you can't teach an old dog new tricks (ты не можешь научить старую собаку новым трюкам) правдива. В русском языке тоже есть аналогичная идиома, но она звучит ругательнее из-за использования слова означающего "самку собаки" в рифме со словом "трюки" 😆
Снова отвлеклась. Впрочем, на канале я пишу скорее в стиле акына — певческой импровизации тюркских народов, о которой говорят "что вижу то пою".
Что касается зданий с закопанным первым этажом, то у меня возникает только 🤬 Из-за того, что... как бы культурнее сказать? Городская архитектура модернизируются так, чтобы никто не догадался "а что там было" раньше. Как относительно "давно", так и "недавно", но однозначно раньше текущего времени.
Реальная история, которая (извините за сравнение) валяется под ногами, никому не нужна. Конечно, если она не соответствует текущей "политике партии", новым историческим веяниям и грандиозной версии очередного "гранданутого" исторЕка. Страна, в которой я прожила много лет — яркий пример того, как переписывается история буквально на глазах современников.
Из Украины я уехала в конце 2018 года. По той же причине, по которой в подростковом возрасте мечтала навсегда покинуть город на юге Украины: из-за того, что мне стало "душно". Я чувствовала, что живу чужую жизнь. А самое страшное, что люди, которые меня окружали меня не поддерживали.
Даже больше, те, кого я считала приятелями и друзьями, считали своим долгом кинуть мне вслед порцию оскорблений. Это отдельная история о том, "как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть". Возможно как-нибудь расскажу, когда перестанет "болеть" и я смогу оценить произошедшее непредвзято.
Пока ещё то, что мне писали и говорили в голосовых сообщениях "друзья" воспринимается как парад абсурда. Я выросла в мультинациональной семье и многонациональной среде. В моей группе детского сада и классе начальной школы замечательно уживались евреи, немцы, болгары, армяне, русские... У моего папы были друзья чехи. О том, что они чехи я узнала после забавной истории.
Поехали как-то друзья папы в гости к родственникам в тогда ещё Чехословакию. И по возвращению рассказали, что больше всего их родственники "там" удивились, что в СССР не принято склонять женскую фамилию. В Чехии с этим всё серьёзно: если муж Самек, Новак или Янда, то его жена обязательно будет Самекова, Новакова или Яндова. И без вариантов — суффикс "ова" в фамилии признак женского рода. В СССР такое не практиковалось: Татьяна, или Гелена, оставались Самек или Долежал.
Казалось бы, какая мелочь. Но в аспекте культурно-исторического наследия такие мелочи складываются в огромный пласт. Как история чешки из Чехии, которая будучи маленькой в СССР запомнила большие надписи "МИРУ МИР", которые она прочла по-чешски: мупи муп. Что такое "мупи муп" она не знала, но это было яркое детское впечатление. Насколько яркое, что взрослая женщина, рассказывала эту историю своим студентам.
Всеми этими рассказами я веду к тому, что наша человеческая жизнь скоротечна. И то, как мы её проживаем по большей мере зависит от окружения и сложившихся традиций. К слову, до нас сложившихся.
Откуда и почему взялись эти традиции, в чём их суть, вы знаете? Я не всегда уверена в том, что знаю. И этого не скрываю. При этом мне интересно, откуда "растут ноги" и почему то, что для одной нации считается нормальным явлением, для другой становится нонсенсом. Опять-таки, возможно потому что век человека недолог. А в сравнении с бесконечностью бытия — просто миг. Сгорает человек, как атом...
И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,
Испуганный в тиши своих путей, Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.
© Николай Гумилёв
Другое дело здания. Их век длиннее нашего, людского. И даже, казалось современные здания хранят в себе частичку эпохи, в которой они были созданы: чешки, хрущёвки, сталинки...
Типовые и стандартные многоэтажки — это не только "Ирония судьбы", это социальный быт целого поколения. Причём в разных странах. В Италии тоже много типовых зданий. Естественно, созданных под совершенно другие климатические условия, но от этого не перестающие быть типовыми и стандартными.
Например, в провинции Неаполь очень мало зданий выше семи этажей. Понятно, когда под боком Везувий периодически показывающий фумарольную активность, строить "свечки" нецелесообразно. Многие старики помнят ещё, как в 1944 году вулкан проснулся и похоронил под слоем пепла Сан-Себастьяно-аль-Везувио и Масса-ди-Сомма.
Коммуны восстановили, но... как говорят в Одессе "осадочек остался".
Это размышлизм на тему: почему здания засыпаны на 8-10 метров в районе Везувия понятно. А Москва, Прага и Брно, Харьков и Киев, Будапешт? В районе этих городов никаких источников "катаклизЬма" не замечается.
И почему некоторые здания закопаны по второй этаж, а некоторые нет? На европейской части континента произошёл глобальный "бада-бум"? Но тогда почему он прошёл как-то "штрихпунктирно", местами?
Повторюсь, в Москву я приехала уже намного позже поездок по Европейским столицам.
Возможно, если бы я попала в Москву в нежном детском возрасте, я бы... впечатлилась по... самое не могу. Эффект "вау" был бы гарантирован! Но, так случилось, что в столицу страны предков я попала через неделю после Будапешта. А ещё раньше я бродила по другим городам. Ну да, скиталась в поисках пристанища.
Первое, что мне бросилось в глаза — закопанные первые этажи. Вы, таки хотите сказать, что архитектура Москвы это что-то с чем-то? Возможно. Я не заметила каких-то ярких и оригинальных решений. Наоборот, первое время, гуляя по Москве, я ловила себя на мысли, что... где-то это я уже видела. Некоторые районы, вообще, вызывали ощущения "copy – paste": вот это кусок будто скопировали из Брна, этот — из Вены, а вот этот кусок московской улицы, как будто целиком скопировали с Сумской в Харькове.
Даже подвальные атмосферные бары не вызывали благоговейного трепета, потому что я это уже видела и не раз. И даже не в одной стране.
Мне вообще казалось, что если в графическом редакторе заменить название на другое, на другом языке, то любое из сделанных мною фото, можно легко выдать за типичное фото из Европы. И подите потом, докажите, что здания построенные из стандартизированного кирпича сделаны именно там, где сделаны.
К сожалению, не все мои фото сохранились (увы и ах), но я могу легко найти в свободном доступе фотографии из Праги, Вены, Москвы и Киева, и... я уверена, что глядя на фото здания без опознавательных знаков, вы не найдёте отличия зданий из Праги и, предположим, Москвы.
Вероятно, вы заметили, что я часто говорю о стандартизированном кирпиче. Получается каламбур: но из таких мелких деталей "кирпичиков", как размеры кирпича, прослеживается связь. И то, что в разных странах использовали одинаковые кирпичи, говорит о том, что когда-то в прошлом существовала продвинутая и единая во всех смыслах цивилизация.
Вы когда-то задумывались о том, что европейские языки как-то в один момент появились? Историки, конечно, рассказывают про 100500 лет истории, но современные европейские языки получили официальный статус "языка" в XVIII – XIX веках. Русский язык, к слову, тоже.
Те же типовые здания с закопанным первым этажом, тот же самый стандартизированный кирпич, та же что и в других странах архитектура.
Вот, казалось бы, похожая архитектура, ну и что такого? Между тем, это подразумевает масштабные производства, технику, технологии и разветвлённую логистическую сеть. И образование какого-то единого образца. Ведь для того, чтобы построить "типовые" здания удалённые друг от друга на тысячи километров, требуется, чтобы все участники процесса возведения получили одинаковые навыки, выучили одну и ту же "азбуку".
Отдельное внимание, так называемому "вторичному использованию" более древних построек. На фото ниже отчётливо видно, как к более старому зданию "присобачили" более новое.
И такие здания не редкость. Вот для сравнения фото из Зáдара (Хорватия). Тут тоже видно, что взяли строительный материал из ранней постройки и при помощи более кустарных технологий соорудили новое. Ну, правда, что такого в том, что кусок колонны использовали вместо булыжника для постройки стены?
Когда я такое вижу, у меня появляется масса вопросов к строителям и заказчикам. Зачем потребовалось так... перекраивать здание? Ради того, чтобы сменить назначение? Например, был цех, а в стране возникла острая потребность в увеличении жилфонда, или наоборот. Или что-то скрыть? Или просто залатать прохудившиеся стены уродливыми "заплатками"? Видно, же что реконструкция "шита белыми нитками"?
Или это я одна такая "замечательная", что замечаю такие мелочи? Снова получился каламбур 😄
Мне хотелось бы верить, что не всё здания после реконструкции и реставрации теряют первоначальный облик. Тогда у любопытных товарищей, как я, будет возможность поискать интересные детали. Впрочем, это уже совершенно другая история...
А вы обращаете внимания на старые здания?