Найти тему
Fon Kraft

Цветовая модуляция моделей: как понять и с чего начинать?

- Вся ваша цветовая модуляция - от Лукавого и выдумки хитровыдуманных тренеров-наставников, чтобы было, с чего деньги загребать. А вот реальная техника окрашивается безо всякой модуляции. Даже больше скажу: всякая модуляция ей во вред, так как демаскирует боевую машину! - такой вот комментарий встретил я однажды в обсуждениях.

Доброго времечка, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Приветствую вас на страницах своего блога. И сегодня мы с вами попробуем разобраться в особенностях цветовой модуляции при покраске стендовых моделей: надо ли, или не надо? А если надо, то как определиться: какие места красить, какие же - не красить? Ну, и так далее.

Для начала - вопрос на отвлечённую тему: знаете ли вы, почему монохромная фотография сложнее, нежели цветная?

Пока вы думаете над ответом, напомню: Дзен убрал ленту новостей, а в последнее время участились случаи "самоотписок" от каналов, поэтому самое время проверить подписку на канал, и подписаться, если она отсутствует.

Так вот, монохромная фотография не позволяет "обмануть" разум игрой цветовых пятен. В ней всё строго: вот блики, вот тени, вот полутона. И всё видно, и всё сразу понятно.

Поэтому, перед написанием этой статьи, я ещё раз пересмотрел фильм "На войне как на войне" от 1968 года. Этот фильм снят в чёрно-белом формате, а рубленные контуры "самоходок" замечательно передают расположение световых и теневых пятен. А ведь именно их сочетание и создаёт в наших головах видение того или иного объекта.

Увы, но скрины с этой киноленты оказались не самого лучшего качества для рассмотрения, поэтому пришлось отыскать и использовать подходящие фото. Но, надеюсь, это не уменьшит "пользительность" рассказа.

Фото со съёмок фильма "На войне как на войне"
Фото со съёмок фильма "На войне как на войне"

Для начала стоит вспомнить: при создании стендовой модели мы, всё-таки, создаём художественное произведение, которое будут созерцать восторженные благодарные зрители. Значит, следует определить ракурс, с которого они будут обозревать. Даже если вы создаёте модель, пригодную для осмотра со всех сторон - следует выделить Главный Вид, с которого модель смотрится в наиболее выигрышном ракурсе.

Вот именно с этого Выигрышного Ракурса мы и предполагаем, что будет светить солнце. Ну, или сверкающие восторгом глаза зрителей. Зачем это надо? Чтобы понимать: какие поверхности будут самыми светлыми, какие же - самыми тёмными и где будут располагаться полутона.

Обратите внимание на освещённость панелей: горизонтальные плоскости самые светлые - ведь им достаётся больше всего солнечных лучей. Далее, обратим внимание на наклонные грани орудийной рубки: правая сторона чуть светлее, нежели левая - солнце всегда находится под углом к горизонту. Вертикальные поверхности будут ещё темнее, так как почти всегда освещаются беднее, да и отражают падающие лучи отнюдь не в сторону зрителя. Ну, а впадины и плоскости с обратным наклоном (например, нижняя лобовая деталь корпуса) будут в тени.
Обратите внимание на освещённость панелей: горизонтальные плоскости самые светлые - ведь им достаётся больше всего солнечных лучей. Далее, обратим внимание на наклонные грани орудийной рубки: правая сторона чуть светлее, нежели левая - солнце всегда находится под углом к горизонту. Вертикальные поверхности будут ещё темнее, так как почти всегда освещаются беднее, да и отражают падающие лучи отнюдь не в сторону зрителя. Ну, а впадины и плоскости с обратным наклоном (например, нижняя лобовая деталь корпуса) будут в тени.
Восприятие освещённых панелей всегда разное: горизонтальные плоскости самые светлые - ведь им достаётся больше всего солнечных лучей. Особенно это заметно, если на улице облачно и солнце за облаками: в этом случае небосвод работает как хороший светорассеиватель-отражатель, создавая ровное освещение. Далее, наклонные грани орудийной рубки: правая сторона чуть светлее, нежели левая - солнце всегда находится под углом к горизонту. Вертикальные поверхности будут ещё темнее, так как почти всегда освещаются беднее, да и отражают падающие лучи отнюдь не в сторону зрителя. Ну, а впадины и плоскости с обратным наклоном (например, нижняя лобовая деталь корпуса) будут в тени.

Я преднамеренно выбрал чёрно-белые снимки, чтобы показать расположение именно светов и теней, не загружая зрение излишней цветовой картиной. Но, извольте, можно посмотреть те же самые эффекты и на цветном фото (теперь-то вы знаете: куда и на что смотреть, и как видеть):

Мы-то с вами понимаем, что машина окрашена равномерно одной краской, но вот мозг зрителя - он видит и понимает картину совершенно иначе. Безусловно, можно покрыть модель ровным тоном и не заморачиваться с цветовой модуляцией - кто же вас осудит за это(?) - но раз уж вы озадачились создать художественный объект, то и придётся создавать его по законам изобразительного искусства, чередуя светотени.

Пожалуй, не буду столь категоричным: можно, конечно же можно покрасить модель ровным монотонным слоем и, тем не менее, обозначить на ней переходы, тени, "залить" света. Всего-то для этого надо поставить модель в коробку и направить источник света с одной стороны. Физику никто не отменял, поэтому тени проявятся в любом случае. Будет ли интересно рассматривать такую модель? Ну, это вопрос, конечно, открытый.

Хотя, по моему субъективному мнению, моделизм удивляет зрителя именно своей миниатюрностью. Зритель хочет видеть маленький мир, в котором всё маленькое: человечки, техника, тени, сколы и царапины и даже последствия миниатюрного дождя - вот чего желает видеть зритель. И над чем работают все моделисты. Разве не так?

Ну, вот такая коротенькая статья получилась в этот раз.

На самом деле, рассказывать о законах распределения светотеней на объектах можно достаточно долго и столь же нудно. Думаю, это не тот формат, который вы хотели бы получить. Поэтому я выбрал самое основное и постарался изложить не сваливаясь в нудьгу. Надеюсь, мне это удалось.

Всем - творческих успехов и не останавливайтесь на достигнутом!

Не забывайте "жамкать" на "палец-вверх", подписывайтесь на канал, если вы это ещё не сделали и не стесняйтесь оставлять комментарии.

Ваш Fon-Kraft. (С)2022

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

#стендовыймоделизм #хоббииувлечения #покраскамоделей #своимируками #моделизм #творчество