- Вы такой же, как и все остальные! Ничего не понимаете в истинном, правильном моделизме!!! - заходилась в виртуальном визге собеседница на одном из сайтов: - Незыблемость канонов, полное соответствие прототипу и точное нанесение всех тонов - вот что делает модель настоящей моделью А кто так не делает - просто тупые лузеры, лентяи и неудачники!
Добрый день, читатели и подписчики канала "Fon-Kraft". Рад приветствовать вас на страницах моего канала, где мы обсуждаем особенности стендового моделирования.
События последних статей спровоцировали нешуточные баталии на тему: "Белое или Чёрное", причём, категорически не допуская полутонов. Общий смысл сводился к следующему: модель - потому и модель, что полностью соответствует оригиналу. И любое отступление от неё автоматически переводит создателя в класс "Рукож&ппых". Пожалуй, мне бы стоило с этим согласиться, и посыпав голову пеплом сожжённых надежд, сожрать сим-карту и оборвать интернет-кабель. Но я позволю себе наглости не поступать таким образом. Более того, готов предъявить вам главные аргументы, который подтверждают:
изначально стендовый моделизм существует по своим правилам, отличным от Большого Мира и не подчиняется в полной мере законам масштабирования.
И, господа, от этого никуда не деться. Это, если хотите, физика. А она, как известно - дама упрямая.
Так вот, почему не работают законы масштабирования в стендовом моделизме? Читатели, страдающие дальнозоркостью это испытывают каждый день на собственном опыте, для счастливчиков с хорошим зрением поясню. Дальнозоркость - это не когда человек далеко видит хорошо, это когда вблизи он видит плохо. Чтобы видеть мелкие детали, ему приходится отодвинуть предмет подальше - в ту зону, где зрение справляется. И на каком-то расстоянии наступает момент, когда мелкие детали всё равно становятся неразличимы, потому что сливаются в одну общую кучу.
А ведь что такое "масштабная модель"? Ну, например, в масштабе 1:35. Это означает, что настоящий, к примеру, танк, отодвинули от вас на дистанцию тридцать пять метров. "Семьдесят второй" масштаб - значит, на семьдесят два метра. Много ли вы разглядите на таких расстояниях? Конечно же, не много. Вам потребуются какие-то средства для рассмотрения деталей. В "большом" мире - это могут быть, очки, бинокли и ещё много каких оптических устройств. А вот в масштабном мире - нужны другие инструменты.
Нет-нет, я соглашусь с приверженцами масштабирования: что можно уменьшить, то должно быть уменьшено. Ну, образно: пластиковые танковые "крылья" - по технологическим особенностям имеют толщину около 1 мм. То есть, в реальном мире они будут иметь толщину в 35мм (и это только в масштабе 1:35). Согласитесь - это никак не правдоподобно. Поэтому кто-то заменяет надгусеничные полки и крылья жестяными полосами. Согласен - это правдоподобно и добавляет реалистичности. А вот шляпки болтов М16 имеют размер - в реальности - 24мм. И простым уменьшением размера вы получите точку, диаметром в 0,6мм. Что будем делать? Соблюдаем? А ведь есть ещё болты М10, и даже М8.
- Всё равно их видно, - любовно скажет моделист, покрывая модель защитным лаком.
А давайте посмотрим, что же делает видимым такую мелочь?
Прежде всего стоит понять, что любой выставленный экспонат публика оценивает с расстояния около метра. Если макет понравился - подойдёт, и даже наклонится, рассматривая поближе (если, конечно, позволят защитные барьеры и витринное стекло). А, как мы поняли ранее, созерцание модели, например, Газ-АА "Полуторка" с расстояния в 1 метр равносильно обозреванию реального грузовика, но с расстояния, ну, как от магазина до парковочного кармана, 35 метров, словом.
А смотрим мы глазами. А глаза формируют изображение за счёт игры света и тени. Ну, само собой, там различные цвета, полутона, и прочие рефракции, дисперсии, интерференции.
Так вот, световые волны могут огибать мелкие предметы (Физика, общеобразовательная школа, 9-ый класс). А если световая волна не попадает на предмет, значит, она от него не отражается. Значит, он становится невидимым для наблюдателя. А добавим сюда рассеивание волн. И вот здесь возникает эффект, знакомый многим моделистам, которые либо не знакомы, либо не стали практиковать приём, называемый цветовой модуляцией.
Вот мы и подобрались к первому "козырю", который прямо указывает: "Нет жёстких канонов в моделизме". Имя этому козырю - Акцент.
Акцент — приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя.
То есть, моделист целенаправленно обращает внимание зрителя на мелкие шляпки болтов. Целенаправленно обращает внимание на мелкие впадины. Акцентирует (слово-то сразу в тему) внимание на выступающих частях машины. Проще говоря: моделист наносит дополнительный тёмный цвет, усиливая тени; или же дополнительно высветляет те поверхности, которые в реальной жизни чаще всего оказываются на свету. На этом и основывается приём окрашивания модели, который носит название "Цветовая модуляция".
Предметно говоря: создатель модели усиливает интенсивность света и тени, чтобы создать такое же сочетание, которое человек видел бы на настоящих предметах.
Второй же козырь, который тоже повсеместно используется при создании миниатюр и диорам - это "гротеск".
Гротеск - художественный прием, в основе которого лежит чрезмерное преувеличение, причудливое сочетание контрастов.
Чтобы придать нарочитую брутальность военной технике, чтобы глаз (и мозг) зрителя воспринимал модель как положено: грозно и из металла (или же просто в соответствии с замыслом создателя) - усиливаются потёртости, эффекты ржавчины и загрязнений, более сочными делаются, например, глазные впадины и носогубные складки. А потому что иначе световые волны - эта вихляющая мелюзга - проигнорирует детали и зритель не увидит всех этих прелестей. Кстати, такой приём широко используется и в "Большом мире": например, пловцы-синхронисты, гимнасты, эстрадные певцы - накладывают на себя столько грима, что вблизи просто страшно становится; а вот издалека очень даже ничего так...
Так вот чего я хотел сказать этой статьёй: надо признать, что наш мир вовсе не двухполярный. В нём не только "Белое" и "Чёрное" - в нём ещё и пятьдесят, тудытьих, оттенков серого. А между ними - ещё и семь цветов радуги, и тоже со своими полутонами. Невозможно добиться каких-либо деталей в моделизме, просто бездушно уменьшая "исходник" пропорционально выбранному масштабу. Как ни крути, но моделизм очень тесно сросся с искусством. Потому и создавать модели следует, лавируя между законами техническими и законами художественными.
А один из основных законов изобразительного искусства гласит: "Не бойтесь нарушить закон".
Ведь в своё время современное кино, телевидение и даже банальный унитаз появились потому, что кто-то нарушил устоявшиеся законы.
Всем - добра и творческих успехов!
Не забывайте ставить "пальцы-вверх", кликать по рекламе, подписываться на канал "Fon-Kraft" и заходить в гости на "Мир Самоцветов", если хотите узнать, как живут вахтовики?
Ну, и, конечно же, денег не прошу, но от денег не отказываюсь. Обещаю - все они пойдут на новые эксперименты (когда вернусь домой).
Ваш Fon-Kraft.
В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).
Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.
Почему стоит подписаться на канал? Потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно. И напоминаю: максимум информации в моих статьях можно найти только на блог-платформе Дзен. Если вы читаете эту статью в каком-либо другом ресурсе, то перед вами - пиратская копия. Не тратьте на неё время - ваши комментарии не будут услышаны.
Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:
2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.
ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.