Найти тему
Fon Kraft

Два главных козыря при создании правдоподобной модели | Шах и мат блюстители "канонов"

Оглавление

- Вы такой же, как и все остальные! Ничего не понимаете в истинном, правильном моделизме!!! - заходилась в виртуальном визге собеседница на одном из сайтов: - Незыблемость канонов, полное соответствие прототипу и точное нанесение всех тонов - вот что делает модель настоящей моделью А кто так не делает - просто тупые лузеры, лентяи и неудачники!

Фото Никита Теплицкий (C)
Фото Никита Теплицкий (C)

Добрый день, читатели и подписчики канала "Fon-Kraft". Рад приветствовать вас на страницах моего канала, где мы обсуждаем особенности стендового моделирования.

События последних статей спровоцировали нешуточные баталии на тему: "Белое или Чёрное", причём, категорически не допуская полутонов. Общий смысл сводился к следующему: модель - потому и модель, что полностью соответствует оригиналу. И любое отступление от неё автоматически переводит создателя в класс "Рукож&ппых". Пожалуй, мне бы стоило с этим согласиться, и посыпав голову пеплом сожжённых надежд, сожрать сим-карту и оборвать интернет-кабель. Но я позволю себе наглости не поступать таким образом. Более того, готов предъявить вам главные аргументы, который подтверждают:

изначально стендовый моделизм существует по своим правилам, отличным от Большого Мира и не подчиняется в полной мере законам масштабирования.

И, господа, от этого никуда не деться. Это, если хотите, физика. А она, как известно - дама упрямая.

Так вот, почему не работают законы масштабирования в стендовом моделизме? Читатели, страдающие дальнозоркостью это испытывают каждый день на собственном опыте, для счастливчиков с хорошим зрением поясню. Дальнозоркость - это не когда человек далеко видит хорошо, это когда вблизи он видит плохо. Чтобы видеть мелкие детали, ему приходится отодвинуть предмет подальше - в ту зону, где зрение справляется. И на каком-то расстоянии наступает момент, когда мелкие детали всё равно становятся неразличимы, потому что сливаются в одну общую кучу.

А ведь что такое "масштабная модель"? Ну, например, в масштабе 1:35. Это означает, что настоящий, к примеру, танк, отодвинули от вас на дистанцию тридцать пять метров. "Семьдесят второй" масштаб - значит, на семьдесят два метра. Много ли вы разглядите на таких расстояниях? Конечно же, не много. Вам потребуются какие-то средства для рассмотрения деталей. В "большом" мире - это могут быть, очки, бинокли и ещё много каких оптических устройств. А вот в масштабном мире - нужны другие инструменты.

Нет-нет, я соглашусь с приверженцами масштабирования: что можно уменьшить, то должно быть уменьшено. Ну, образно: пластиковые танковые "крылья" - по технологическим особенностям имеют толщину около 1 мм. То есть, в реальном мире они будут иметь толщину в 35мм (и это только в масштабе 1:35). Согласитесь - это никак не правдоподобно. Поэтому кто-то заменяет надгусеничные полки и крылья жестяными полосами. Согласен - это правдоподобно и добавляет реалистичности. А вот шляпки болтов М16 имеют размер - в реальности - 24мм. И простым уменьшением размера вы получите точку, диаметром в 0,6мм. Что будем делать? Соблюдаем? А ведь есть ещё болты М10, и даже М8.

- Всё равно их видно, - любовно скажет моделист, покрывая модель защитным лаком.

Фототравление на модели танка делает его очень реалистичным. Правда, комплект может стоить куда дороже базовой модели.
Фототравление на модели танка делает его очень реалистичным. Правда, комплект может стоить куда дороже базовой модели.

А давайте посмотрим, что же делает видимым такую мелочь?

Прежде всего стоит понять, что любой выставленный экспонат публика оценивает с расстояния около метра. Если макет понравился - подойдёт, и даже наклонится, рассматривая поближе (если, конечно, позволят защитные барьеры и витринное стекло). А, как мы поняли ранее, созерцание модели, например, Газ-АА "Полуторка" с расстояния в 1 метр равносильно обозреванию реального грузовика, но с расстояния, ну, как от магазина до парковочного кармана, 35 метров, словом.

А смотрим мы глазами. А глаза формируют изображение за счёт игры света и тени. Ну, само собой, там различные цвета, полутона, и прочие рефракции, дисперсии, интерференции.

Так вот, световые волны могут огибать мелкие предметы (Физика, общеобразовательная школа, 9-ый класс). А если световая волна не попадает на предмет, значит, она от него не отражается. Значит, он становится невидимым для наблюдателя. А добавим сюда рассеивание волн. И вот здесь возникает эффект, знакомый многим моделистам, которые либо не знакомы, либо не стали практиковать приём, называемый цветовой модуляцией.

Вот мы и подобрались к первому "козырю", который прямо указывает: "Нет жёстких канонов в моделизме". Имя этому козырю - Акцент.

Акцент — приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя.

То есть, моделист целенаправленно обращает внимание зрителя на мелкие шляпки болтов. Целенаправленно обращает внимание на мелкие впадины. Акцентирует (слово-то сразу в тему) внимание на выступающих частях машины. Проще говоря: моделист наносит дополнительный тёмный цвет, усиливая тени; или же дополнительно высветляет те поверхности, которые в реальной жизни чаще всего оказываются на свету. На этом и основывается приём окрашивания модели, который носит название "Цветовая модуляция".

Предметно говоря: создатель модели усиливает интенсивность света и тени, чтобы создать такое же сочетание, которое человек видел бы на настоящих предметах.

Второй же козырь, который тоже повсеместно используется при создании миниатюр и диорам - это "гротеск".

Гротеск - художественный прием, в основе которого лежит чрезмерное преувеличение, причудливое сочетание контрастов.

Чтобы придать нарочитую брутальность военной технике, чтобы глаз (и мозг) зрителя воспринимал модель как положено: грозно и из металла (или же просто в соответствии с замыслом создателя) - усиливаются потёртости, эффекты ржавчины и загрязнений, более сочными делаются, например, глазные впадины и носогубные складки. А потому что иначе световые волны - эта вихляющая мелюзга - проигнорирует детали и зритель не увидит всех этих прелестей. Кстати, такой приём широко используется и в "Большом мире": например, пловцы-синхронисты, гимнасты, эстрадные певцы - накладывают на себя столько грима, что вблизи просто страшно становится; а вот издалека очень даже ничего так...

Обратите внимание на макияж спортсменок. Разве в жизни мы такое видим?
Обратите внимание на макияж спортсменок. Разве в жизни мы такое видим?

Так вот чего я хотел сказать этой статьёй: надо признать, что наш мир вовсе не двухполярный. В нём не только "Белое" и "Чёрное" - в нём ещё и пятьдесят, тудытьих, оттенков серого. А между ними - ещё и семь цветов радуги, и тоже со своими полутонами. Невозможно добиться каких-либо деталей в моделизме, просто бездушно уменьшая "исходник" пропорционально выбранному масштабу. Как ни крути, но моделизм очень тесно сросся с искусством. Потому и создавать модели следует, лавируя между законами техническими и законами художественными.

А один из основных законов изобразительного искусства гласит: "Не бойтесь нарушить закон".

Ведь в своё время современное кино, телевидение и даже банальный унитаз появились потому, что кто-то нарушил устоявшиеся законы.

Всем - добра и творческих успехов!

Не забывайте ставить "пальцы-вверх", кликать по рекламе, подписываться на канал "Fon-Kraft" и заходить в гости на "Мир Самоцветов", если хотите узнать, как живут вахтовики?

Ну, и, конечно же, денег не прошу, но от денег не отказываюсь. Обещаю - все они пойдут на новые эксперименты (когда вернусь домой).

Ваш Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.

Почему стоит подписаться на канал? Потому что на нём регулярно выходят новые материалы о мире моделизма, с подпиской вы их не пропустите. К тому же это - бесплатно. И напоминаю: максимум информации в моих статьях можно найти только на блог-платформе Дзен. Если вы читаете эту статью в каком-либо другом ресурсе, то перед вами - пиратская копия. Не тратьте на неё время - ваши комментарии не будут услышаны.

Поддержать автора и развитие канала можно и материально, отправив перевод на карту:

2202 2023 9413 5895 - СБЕР,
4893 4702 3844 7624 - ВТБ.

ПыСы. Я бы прикрепил форму, но Дзен больше не предоставляет такую возможность.