Найти тему
Записки плохого официанта

Почему именно американские кофейни захватили мир?

Рэй Олденбург, профессор социологии из Флориды, написал книгу под названием The Great Good Place. Правда, это давно было, в год смерти великого Сальвадора Дали.

Тезис Олденбурга: людям нужны неофициальные общественные места, где они могут собираться, отложив дела и заботы, связанные с невыносимо любимыми:

а) семьёй и домом;

б) работой.

  • Иногда это называют "третьим местом" - не дом, не работа, а вот что-то посередине. Или после, если угодно. Можно до.

В Европе эту функцию выполняли немецкие Biergarten, пивные сады, стало быть, английские пабы, итальянские кофейни, венгерские купальни и т.д. Всё это более или менее нейтральные территории, где, если откинуть утилитарное, прямое назначение этих заведений, главное занятие - беседа.

На самом деле и в молодой Америке были такие заведения. Это салуны и, как ни странно, парикмахерские.

Однако в США произошёл непропорциональный рост пригородов, и вот эти так называемые "третьи места" стали постепенно угасать, потому что комьюнити загородных домов стали самодостаточны.

И вот Олденбург пишет:

Без таких мест город не в состоянии поддерживать те разнообразные отношения людей, которые составляю его суть. Лишённые этих мест, люди остаются толпой одиноких.

А потом, добавлю от себя, люди оскотиниваются до такой степени, что уже пьют замечательное кофе капучино с корицей погорячее прямо на людях, нисколько не стесняясь.

Таким образом, в Америке 60-70-х годов образовался острый и, что важно, неосознаваемый дефицит "третьих мест".

И потому когда стали появляться кофейни и пекарни типа Starbucks или, на десяток с лишним лет позже, Cinnabon - спрос был неслыханным.

  • К слову, и Starbucks, и Cinnabon - из Сиэтла, а кроме этого - названия им придумал один и тот же человек.

Изначальной идеей Starbucks, к примеру, был быстрый сервис, упор на кофе навынос, динамичный стиль миланских кофеен.

Однако почти сразу стало заметно, что люди не покидают кофейню, уже купив и получив свой coffee to go - им охота побыть там, посмотреть, послушать музыку, а на улицу и к делам, наоборот, неохота. Люди з а м е д л я л и с ь .

Одно рекламное агентство проводило исследование, чтобы понять, что именно нравится людям в этих новых (на тот момент) кофейнях, помимо, собственно кофе. И вот что они выяснили:

1. Романтическое место. В кофейнях типа Starbucks американцы впервые могут вообще услышать такие слова, как Суматра или Коста-Рика, и это наводит на... словом, наводит.

Сама возможность даже просто п р о и з н е с т и espresso macchiato добавляет искру в обычный, ничем не примечательный день.

  • Получив этот самый макиято, типичный американец, конечно, ошалеет от крошечной чашечки, ведь американцам нравятся большие порции, чтоб было видно, за что платишь.

Но, с другой стороны, как сделаешь рәхәтләнеп глоток Кении... на ум сразу идут строки известного американского поэта Бродского:

Пока срастаются твои бесшумно косточки,

не грех задуматься, Волосенька, о тросточке.

В минувшем веке без нее из дому гении

не выходили прогуляться даже в Кении.

2. Роскошь, которая всем по карману. В очереди могут стоять полицейский и хирург, друг за другом. Первый не может приобрести такой же Mercedes-Benz, как у второго, но оба могут купить отличный кофе.

  • Отличный - по меркам Америки, понятно.

3. Оазис. Приблизительно то, о чём и шла речь в первой половине настоящей публикации. Третье место. Тихое пристанище, где можно остановиться.

Как сказано у другого известного американского поэта Евтушенко:

Проклятье века - это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.

4. Общение в неофициальной обстановке. Вот как раз та самая рекламная компания, что проводила исследование, с удивлением обнаружила, что на самом деле только 10% людей в этих модных американских кофейнях с кем-нибудь разговаривают.

Но при этом, при этом - почти все отмечают, что в кофейнях они ощущают себя частью общества, причастными к обществу. И - одновременно с этим - они ощущают себя в безопасности, хотя находятся в окружении незнакомцев, а в этой ситуации вроде бы должно быть наоборот, тревожно.

Магия кофе, ц.