По иронии судьбы свой первый и последний бой против индейцев командир 7-го кавалерийского полка подполковник Джордж Армстронг Кастер совершил с разницей ровно в 9 лет и 1 день. Многие знают о Битве при Литтл-Биг-Хорн 25 июня 1876 года, но мало кто слышал о стычке у развилок реки Репабликан 24 июня 1867 года.
Предыстория
1 июня 1867 года Кастер получил приказ выдвинуться из форта Хейс в летнюю экспедицию против враждебных сиу и шайеннов. Он должен был проследовать в форт Макферсон, а затем "двигаться вверх вдоль южного рукава реки Платт до форта Седжвик, а оттуда в направлении форта Морган. Цель экспедиции - прочесать местность между реками Смоки-Хилл и Платт, выследить и наказать шайеннов и ту часть сиу, которые являются их союзниками ". Кастеру сообщили, что сиу в окрестностях форта Макферсон это хорошие, мирные индейцы, и он должен избегать с ними любых конфрантаций.
Вместе с Кастером в экспедиции участвовали роты A, D, E, H, K и M Седьмого кавалерийского полка (всего 338 рядовых), индейские скауты из племени делаваров, Уилл Комсток и другие белые разведчики, а также две повозки с припасами. Согласно журнала учета показаний одометра, который вел 2-й лейтенант Генри Джексон, за 43 дня экспедицией было пройдено 704 мили. Экспедиция была отмечена необычными событиями - от самоубийства зам.ком.полка майора Купера, до дезертирства 60 нижних чинов, включая старшего сержанта Чарльза Кейна.
Отряд Кастер прибыл в форт Макферсон 10 июня и оставался там до 18-го числа. За это время подполковник дважды встречался с Убийцей Пауни, вождем местной общины сиу. Один из офицеров так описал Убийцу:
Насколько человеческое лицо способно выражать злодейство, столько было отмерено физиономии Пауни Киллера. У него было худое и изможденное лицо, он был поджарым и долговязым и напоминал рыскающего волка. Он редко улыбался, разговаривая со своими спутниками, но шел, плотно закутавшись в одеяло, словно каждую секунду был готов наброситься на врага или самому подвергнуться нападению. При нем была убийственно выглядящая свита последователей.
Прежде чем Кастер закончит свою летнюю кампанию, он воочию убедится в "злодействе" Убийцы Пауни, как на опыте первой стычки, так и чуть позже, когда 12 июля 1867 года будут обнаружены останки 2-го лейтенанта Лаймана С. Киддера, 10 его солдат из 2-го кавалерийского полка, а также дружественного разведчика сиу.
После того, как вождь сиу посовещался с Кастером во второй раз, он отправился на юг к своей общине, что стояла лагерем у развилки реки Репабликан. Убийца пообещал, что приведет всех своих людей к форту Макферсон. Кастер действовал согласно ранее полученным приказам и делал все, чтобы "избегать столкновений" с дружественными сиу, а поскольку Убийца не демонстрировал враждебных намерений, ему было позволено свободно уехать.
Ситуация поменялась буквально на следующий день, когда в форт приехал командующий военным округом Миссури генерал-лейтенант Уильям Т. Шерман. Узнав о результатах "пау-вау" Кастера, генерал не поверил в мирные намерения Убийцы Пауни и приказал Кастеру вернуть вождя обратно. Для чего подполковник и все его боеспособные люди (а их число сократилось примерно до 300 человек, в т.ч. и из-за негодных лошадей) были отправлены к развилке Репабликан, куда он успешно прибыл 22 июня, не найдя ни дружественных, ни вообще никаких индейцев.
Здесь Кастеру пришлось встать лагерем, чтобы отправить под охраной одной роты повозки за пополнением припасов в форт Уоллес, кроме того он выслал одну роту в разведку на юг, а также послал майора Эллиота с эскортом за новыми инструкциями в форт Сэджвик, где их обещал оставить генерал Шерман. 24 июня, пока Кастер ждал возвращения курьера из Седжвика и фургонов из Уоллеса, небольшая часть его полка, оставшаяся в лагере (роты A, E, H и M, около 200 человек), впервые сразилась с индейцами.
Стычка у развилки Репабликан
На рассвете 24-го числа лагерь разбудил одиночный выстрел. Это стрелял рядовой Патрик Форд из роты Н, чтобы предупредить своих товарищей об опасности: группе из полсотни индейцев удалось подобраться почти незамеченными к лагерю по дну одного из оврагов. Поняв, что их обнаружили, индейцы открыли огонь по бдительному часовому и прочим солдатам. Одна из пуль тяжело ранила Форда в левый бок. Кастер за свою карьеру поучаствовал во многих боях Гражданской войны, но эта стычка была первым делом против враждебных индейцев.
Индейцы прибывали, и вскоре сотни воинов в перьях и боевой раскраске скакали вокруг лагеря кавалерии. Несколько всадников галопом понеслись к раненому Форду, но не смогли спешиться, чтобы снять с него скальп из-за быстрого ответного огня солдат. Однако они сумели захватить его карабин и боеприпасы. Кастер считал, что напавшие на него воины были шайеннами, но позже он узнал, что это были те самые "дружественные" сиу под предводительством Убийцы Пауни.
После этого индейцы отошли на юг за Репабликан и заняли высоту примерно в миле от лагеря васичу*. Там, используя зеркала, они вызвали подкрепление, и вскоре прерия заполнилась группками конных сиу, которые присоединились к своим соплеменникам. Кастер был уверен, что отобьет индейский отряд любой численности, но переживал за свой обоз с припасами из форта Уоллес и майора Эллиота, который должен был возвращаться из форта Сэджвик. Поэтому он вызвал переводчика по имени Гей (Gay - парень) и послал его к индейцам для переговоров.
- Васичу - жадный, алчный, так сиу называли всех белых.
Переговоры
Вожди согласились встретиться равным числом с офицерами 7-го кавалерийского на северном берегу Репабликан. Переговоры не принесли никакого результата, кроме того что дали Кастеру возможность узнать с кем он столкнулся и позволили потянуть время. Подполковник сообщил, что намерен двинуться по следам Убийцы Пауни в его деревню, а вождь благоразумно не упоминал , где она находиться и не давал соглашения привести своих женщин и детей к лагерю Кастера.
Пока командиры спорили, еще несколько индейцев пересекли реку и присоединились к переговорщикам. Кастер предупредил вождей сиу, что, если еще хоть один индеец перейдет на эту сторону реки, он прикажет своему горнисту дать сигнал общего сбора, и переговоры будут окончены. Это остановило приток любопытных зевак, но также и привело к полному прекращению переговоров. Индейцы ушли после того, как Кастер отказался дать им сахар, кофе и боеприпасы.
Погоня
Когда Кастер вернулся в расположение, его люди были готовы выступить против индейцев, находившихся теперь примерно в двух милях от лагеря. Ввиду численного превосходства противника в погоню отправились всем наличным составом. Они пересекли Репабликан, повернули на юго-запад и проследовали по индейской тропе около семи миль.
Затем они повернули на северо-запад, потом на северо-восток, и в конце вернулись в лагерь не солоно хлебавши. Коварные индейцы смогли уйти от погони. Вернувшись в лагерь, кавалеристы обнаружили, что индейцы совершили набег, и пока их не было захватили все, что представляло интерес. Убийца Пауни таки добрался до кофе и сахара, в которых ему отказал Кастер.
Вскоре после возвращения в лагерь, к северу от лагеря были замечены 15 индейцев. Кастер приказал капитану Гамильтону взять 24 человека из роты А и начать преследование, что и было исполнено. Кавалеристы гнались за сиу около 8 миль, пока внезапно не обнаружили, что 15 индейцев превратились в 50.
Гамильтон приказал своим людям спешиться и построиться в круг, следующий час прошел в перестрелке. Индейцы кружили вокруг солдат и стреляли сверху вниз со своих пони. Хотя, как наездникам, индейцам было мало равных, но вот меткость подкачала. Они подстрелили одну кавалерийскую лошадь, но никого из солдат. Тем временем Гамильтон и его люди убили трех индейцев и ранили еще нескольких. Когда индейцам надоело без всякой пользы терять воинов, они растворились в прерии, а Гамильтон со всей возможной скоростью вернулся обратно в лагерь.
Окончание
Кастер продолжал оставаться в лагере несколько дней, чтобы дождаться обоза с продовольствием и фуражом. Он очень опасался за судьбу своих людей и припасов, и поэтому 26 июня послал навстречу фургонам снабжения роту Е капитана Майерса. Кастер оказался прав, Майерс прибыл как раз во время, когда у обозников и эскорта заканчивались патроны, т.к. они были вынуждены были продвигаться 15 миль, отбивая атаки 500 или 800 индейцев, для чего построили фургоны в две колоны, между которыми прятались кавалеристы со своими лошадьми. Утром 27 июня обоз благополучно добрался до лагеря.
Во время этой стычки индейцы потеряли не менее пяти погибших, а у военных было двое легко раненных. еще две лошади были убиты, а две брошены. Не так повезло капитану Барницу, командиру одной из рот 7-го кавалерийского, которые Кастер оставил на стационарной службе в Канзасе. В тот же самый день, когда произошло нападение на обоз, Барниц столкнулся с 200 шайеннами из военного общества Псы Солдаты. В результате стычки кавалеристы потеряли 5 убитыми и 6 раненными.
28 июня прибыл небольшой отряд майора Эллиотта, и Кастер узнал, что тому не удалось получить никаких новых сообщений от генерала Шермана. Поэтому Кастер вернулся к выполнению первоначальных инструкций, т.е. пошел вверх вдоль Южного Платта в Колорадо. Он без происшествий добрался туда 5 июля и разбил лагерь около станции Риверсайд, перевалочной остановке на берегу реки Платт.
Несмотря на смехотворные потери в убитых и раненых, моральный урон от действий индейских воинов и трудностей похода по прериям оказался куда сильнее, поскольку 34 солдата попросту дезертировали из лагеря Кастера в Колорадо.
P.S. Если вас это не затруднит и вам удобнее читать мои блоги на других платформах, поддержите канал Фронтир и Дикий Запад подпиской в Телеграме и ВКонтакте.