Русский адмирал, отдавший всю свою жизнь без остатка военному флоту, стал одной из спорных фигур военной истории. Не став великим флотоводцем, он принял смерть в бою, до конца выполняя свой долг русского офицера военного флота.
Оказался на флоте, волею судьбы
Начинал свою карьеру будущий адмирал, после окончания морского корпуса, на клипере “Всадник”. На нём, после длительного похода он прибыл на Дальний Восток, для прохождения своей службы.
Далее успешно продвигаясь по службе, в 1889 году он был направлен заграницу, чтобы иметь возможность увидеть и изучить новейшие образцы, современного оружия, используемого в военном флоте. Именно там, Витгефт увидел и оценил возможности и перспективы подводного флота.
После этой командировки он опять оказался на Дальнем Востоке, но уже в должности командира крейсера “Дмитрий Донской”, а в 1899 году был произведён в адмиралы.
В 1900 году он обратился с докладной запиской к командующему Тихоокеанским флотом. В ней он попытался убедить командование в том, что сильнейшие морские державы мира, активно разрабатывают и испытывают подводный флот. Русский же флот, находясь впереди в этих разработках, по различным причинам остановился и начал отставать в этих вопросах от ведущих западных стран. Он убеждал руководство флота в кратчайший срок устранить это отставание.
Необходимо отметить, что его служба и учёная деятельность военного теоретика, была отмечена пятью российскими и тремя иностранными орденами.
Однако, сам адмирал в личных доверительных беседах рассказывал, что его отец хотел чтобы он стал священником. Но судьба распорядилась по-своему и её волей, он оказался на флоте.
Поддержка и внимание к подводному флоту
Его заслуги, как военного теоретика достаточно скромные, но они всё-таки были и оказались не бесполезными. А старания по поддержке развития и усиления подводного флота привели к тому, что пусть и не совсем современные, но всё же представляющие угрозу вражескому флоту, подводные лодки, стояли в строю для защиты Приморья от атак врага с моря.
Возможно именно этот факт, после того как японцы начали войну, атаковав и заперев русскую флотилию в Порт-Артуре, остановил их от морской атаки Владивостока.
Не будучи родоначальником подводного флота, но понимая всю силу этого нового оружия, Витгефт настоял, чтобы на старые, практически ещё достаточно примитивные подводные лодки были установлены боевые торпеды. А после этого их доставка осуществлялась по его требованию с обязательным заходом в Японские порты. Это дало возможность их военным увидеть подлодки, оснащенными торпедами воочию.
Данный факт привёл к тому, что после гибели двух вражеских броненосцев, сами японцы не могли в начале, однозначно назвать причину их гибели. Так как многие эксперты считали, что они стали жертвами, атаки русских подлодок.
Возможно, что именно это обстоятельство настораживало и вынуждало высшее военное командование Японии отказаться от идеи атаки Владивостока с моря, опасаясь подводного русского флота.
Накануне войны
Находясь на должности начальника штаба на Тихом океане, а также являясь ведущим специалистом минного дела, Витгефт абсолютно не был готов возглавить Тихоокеанскую эскадру.
Однако, наместник на Дальнем Востоке Алексеев, относился к нему с большим уважением, считая его инициативным, аккуратным и грамотным подчинённым. Именно после его ходатайства Николай II, назначил его на должность начальника штаба, его наместника.
А далее судьба опять расставила всё по-своему. После гибели адмирала Макарова его назначают командующим Тихоокеанской эскадрой, несмотря на то, что новый командующий Скрыдлов был уже в пути.
Возможно, и сам Витгефт понимал, что по своему складу характера, ума и менталитета он не был командиром. Но приказ есть приказ и решение императора, для него стало законом.
Оценки его, как командира эскадры достаточно противоречивы. Так адмирал Эссен высказывался, что Витгефт не способен командовать эскадрой. А капитан 1-го ранга Щенснович высказался более сдержано. Он доказывал, что в том состоянии кораблей и эскадры в целом, вряд ли кто лучше него, справился бы с этим.
Но сам же Витгефт откровенно и прямо говорил своим старшим офицерам, что не является флотоводцем и очень ждёт от них содействия и совета.
Его пассивность в действиях во время командования флотом, негативно сказывалось на настроении матросов и офицеров. Но этот недостаток, компенсировался высокими темпами восстановления и ремонта повреждённых кораблей.
Последний бой Витгефта
Вскоре, командование ставит перед Витгефтом новую боевую задачу, прорыв блокады. Первая попытка прорыва закончилась неудачно, но вскоре пришёл новый приказ императора, прорвать блокаду и увести эскадру во Владивосток.
Пытаясь выполнить приказ, уклоняясь от противника, адмирал Витгефт вёл эскадру, однако избежать боя ему не удалось. Начало сражения с превосходящими силами японцев осталось за Витгефтом. Успешно маневрируя, он менял дистанцию и уберёг эскадру от серьёзных повреждений.
Но после четырёх часов боя, имеющие запас хода японцы пошли на сближение с русской эскадрой. Впоследствии эксперты установили, что японская артиллерия имела большую скорострельность и точность стрельбы. По их данным процент попадания русской эскадры ровнялся примерно 1%, а японской 2,65%, это и определило исход боя.
Сам Витгефт будучи по сути паркетным генералом, проявил огромное личное мужество и категорически отказался покидать верхний мостик. Он до последней минуты своей жизни хотел видеть, как сражалась его эскадра.
Неизвестно о чём думал адмирал в эти минуты, но наверняка видя серьёзные повреждения своих броненосцев, он понимал, что проигрывая в скорости японцам, уйти от них уже не получится. Возможно он уже понимал, что было не сделано, для того чтобы бой, сложился по-другому.
Он погиб от взрыва 305 мм фугаса противника, исчезнув за доли секунды. Его последними словами были: “А не всё ли равно, где умирать”. Гибель командующего привела к окончательной потери строя русской эскадры, после чего она была полностью рассеяна.
После его смерти на него вылились кучи грязи. Его называли бездарным флотоводцем, карьеристом и безвольным командиром. Хотя часть вины, на нём всё-таки была, но так уж ли она велика?
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.