Найти тему
Электромозг

Поговорим об отечественных самолётах...

Оглавление

Я не специалист в этой области, но интересующийся и этой темой тоже. Поэтому я просто опишу, как «свежая голова», как вижу всё это со стороны.

Sukhoi Superjet 100

В этом самолёте плохо всё, от иностранщины в названии до сплошной иностранщины в компонентах. Хотя, надо признать, что со стороны АО «Гражданские самолёты Сухого» это был, поистине, геройский поступок. Начать конструировать самолёт сразу после окончания 90-х годов, когда в промышленности разруха, в головах тоже, финансирования почти нет — на это надо ещё решиться. И решились.

Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100

Слепили самолёт буквально «из того, что было», а именно, со всего мира по нитке. Наверняка выбирались самые дешёвые узлы, потому что с деньгами на авиацию в то время была напряжёнка. Более того, у меня до сих пор в голове не укладывается, как к маркетингу и продвижению этого проекта могли привлечь конкурента — компанию Boeing! Выглядит анекдотичным. Но это было начало нулевых...

Первый полёт этого самолёта произошёл в 2008 году. И с самого начала я понимал, что самолёт, извините, плохой. В то время сделать хороший самолёт просто не получилось бы. В общем, вместо продолжения школы Туполева, где уже имелись новые модели, выбор господдержки пал на новичка гражданского авиастроения Сухого.

В итоге всё пошло комом. Самолёт допиливали в течение многих лет, и когда он стал похож на уже что-то более-менее вменяемое, грянул февраль 2022 года, а в самолёте всё ещё куча всего импортного, несмотря на попытки импортозамещения, стартовавшие в 2018-м и усиленные в 2019-м годах. В общем, импортозамещённый на 97% самолёт ожидаем только в 2024 году.

МС-21

Второй самолёт, готовящийся к производству — это МС-21. К нему у меня отношение другое. Фактически это Яковлев. Хотели даже назвать Як-242, но, к сожалению, отказались, а зря. Спасибо, что хоть не по иностранному назвали.

МС-21
МС-21

Разработка началась в 2007 году. Первый полёт самолёт совершил в 2017-м году, ещё с крыльями из композитов, сделанных из японских и американских компонентов. Первый экземпляр с крыльями из композитов, сделанных из отечественных компонентов, появился в 2021-м году. Полное импортозамещение всех иностранных комплектующих самолёта ожидается, как и в случае с Суперджетом, к 2024-му году.

Ту-214 (Ту-204-200)

А вот этот самолёт уже в серии, хотя в очень небольшой, около 2 самолётов в год. И вот его производство Россия может нарастить довольно быстро. И он уже с рождения «импортозамещённый» :-)

-3

Самолёт был разработан аккурат перед распадом СССР, в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Ту-214 является модификацией самолёта Ту-204 и изначально, выпускаясь в Ульяновске с 1997 года (там было выпущено только две машины), назывался Ту-204-200. Но когда он чуть позже начал выпускаться в Татарстане, он был зачем-то переименован в Ту-214.

Первый полёт Ту-204 совершил в 1989-м году, а Ту-214 — в 1996-м.

Разработка, конечно, не самая новая, но и не совсем древняя. Жизнь самолёта длинная, так что расширение его производства в текущих условиях вполне оправдано. Кроме того, со временем его можно модернизировать до уровня Ту-204СМ, совершившего первый полёт в конце 2010-го года, и планировавшегося к производству с 2013-го года, а это уже вполне современный самолёт.

Ну и кроме Ту-214 (176—194 мест) в перспективе можно возродить и ближнемагистральный Ту-334 (50 мест). Кроме того, можно, наконец, возродить производство Ту-204СМ (215 мест), остановленное в 2011-м. Но всё это потребует больше времени, а его у нас нет. Так что пока только Ту-214, который уже производится. Однако поставка в авиакомпании этого самолёта планируется опять же к 2024-му году.

Ил-96

А это уже широкофюзеляжный, дальнемагистральный самолёт. Тоже с рождения «импортозамещённый». Он совершил свой первый полёт в 1988 году, а производится серийно с 1993 года. То есть, он ровесник модификации Ту-214.

-4

Сейчас его выпускают по 1 штуке в год, но производство тоже можно относительно быстро нарастить. Кроме того, у самолёта также есть потенциал к модернизации. Его поставка в авиакомпании также планируется к 2024-му году.

Заключение

16 марта 2022 года прошло заседание «Союза машиностроителей России», в ходе которого обсуждалось импортозамещение в ключевых отраслях производства, прежде всего, в авиастроении. Генеральный директор ГК Ростех Сергей Чемезов заявил в своём выступлении, что на фоне санкций рассматривается возможность возобновления серийного производства отечественных самолётов Ту-214 и Ил-96.

Позже в ходе общения с журналистами глава «Ростеха» сообщил, что первые поставки самолетов Ту-214 и Ил-96 для российских авиакомпаний запланированы на 2024 год.

Профильные ведомства до 30 апреля подготовят комплексный план, касающийся российского авиапрома с учётом текущей ситуации. Сейчас выводятся из резерва Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214. Даны поручения по ускоренному строительству грузового Ил-76 — будут строить не два, а 18 самолетов в год, ресурсы на это предусмотрены.

В общем, гражданская авиастроительная отрасль России, кажется, тоже возрождается. И это хорошо. Пока не пойдут в широкую серию Sukhoi Superjet New и МС-21, можно произвести некоторое количество Ту-214 и Ил-96, в то же время параллельно ведя работы по их модернизации (новые двигатели, новые материалы). А там недалеко от новой генерации этих самолётов, которые могут и превзойти МС-21. Ну и так далее.

В общем, возобновление производства Тушек и Илов — это не шаг назад, а хороший старт для создания базы для разработки и производства уже следующих поколений самолётов.

На сегодня всё. Ставьте нравлики, делитесь своими соображениями в комментариях и подписывайтесь на мой канал. Удачи!