Вообще хотел сегодня делать аналитический пост. Но на глаза попалась статья Дениса Оканя про нарушения в летной работе, отписки и борьбу с «динозаврами». Уважаю Дениса, во многом с ним не согласен, конечно, однако основная у нас с ним идея совпадает: Безопасность полётов. Мы все хотим добиться невозможного, казалось бы. А вот ради интереса сравните перрон в Шереметьево и в других аэропортах. Всё лежит аккуратно, действия персонала выверены максимально, аккуратны и точны. Нет хаотических действий. А ещё обратите внимание на обилие инспекторов. Проверяет Аэрофлот, у них огромное количество разных подразделений, каждый проверяет своё, ещё инженер надзирает над процессами, любое отклонение – и напишет. У каждой авиакомпании своя инспекция по безопасности полётов. У аэропорта куча своих подразделений – следит безопасность, качество, охрана труда. Все на перроне. Замечаний на самом деле хватает, но они небольшие. Зато виден и результат.
Процесс должен быть максимально выверен и описан. При этом описание на три странички не годится. Должно быть прописано поминутно, кто и что делает, кто чем пользуется, когда убирает, а также действия при возникновении обстоятельств, препятствующих процессам. Поэтому каждый участник процесса знает до секунды, когда и что он должен делать. Казалось бы, человек превращается в робота. Но не забывайте, что самолёт достаточно хрупкий и дорогой. Любая небрежно оставленная стремянка может повредить самолёт, а она же оставленная не в положенном месте займет место другого участника другого процесса и спровоцирует ДТП или отклонение от технологического графика. Культура работы позволила снизить количество повреждений самолётов и ДТП до совсем минимальных значений.
Сколько раз мне говорили, что нельзя делать из людей роботов. Но зона обслуживания не предполагает самодеятельности. Чтобы быстро и качественно обслужить самолёт необходимо точное своевременное выполнение процессов. Например, отклонение по началу заправки топливом может привести к отклонению по загрузке груза или багажа, так как топливозаправщик может создать помеху. Нулевая терпимость к отклонениям в процессах наземного обслуживания позволяет максимально снизить риски.
Например, никакая техника не может касаться самолёта. Даже трапы, а тем более погрузчики или транспортеры. Исключение можно составить для шлангов и шнуров. Потому что любое касание способно при изменении массы самолёта привести к вмятинам. А транспортеры могут привести к повреждениям лакокрасочного покрытия. Любое бесхозное средство наземного обслуживания потенциально опасно для самолёта. Именно такими предметами чаще всего и наносятся повреждения. Тщательный послеполётный и предполётный осмотр должен выявить все дефекты, посмотренные другими аэропортами.
А основная причина всех отклонений это всё же банальная халатность. Пропустил тот или иной мелкий процесс, и вроде, ну ерунда же. Вот, например, ну мелочь же, забыл отодвинуть колодки перед заправкой. Много не нужно, пусть ладонь проходит. Это нужно, чтобы при увеличении массы самолёт не зажал колесом колодку, а то при отправлении её не получится достать. Придётся выбивать постукиванием другой колодкой, а это время. Всё рассчитано поминутно. И небольшая заминка может привести либо к задержке, а ещё хуже к спешке буксировочной бригады. В этом случае последствия могут быть более страшными. Например, дёрнут с места самолёт, который не снялся со стояночного. В этом случае срежутся болты. Ну а болты на то и болты, чтобы срезаться, если что-то не то. Их заменить минута. Отписаться на усталость металла.
А вдруг повредили опору? От этого тоже отпишутся? Нужно звать инспекцию, которая пока приедет, потом выдаст заключение, проверит серьгу, проверит шлиц-шарнир, втулку. Задержка состоялась. А потом можете хоть отписываться, хоть что – везде камеры, видеорегистраторы, рации записываются. Поэтому объяснения могут быть нужны только для того, чтобы понять, почему вместо получения задержки и соответствующего нагоняя человек поспешил и организовал серьёзную задержку на пустом месте и повредил буксировочное устройство. Вот к чему может привести рядовая оплошность.
Мелочей не бывает. Важна каждая деталь. По результатам каждого инцидента вносятся многочисленные правки в документах. Если есть требование, значит, уже кто-то попрыгал на этих граблях. Нет воды в технологиях и инструкциях.
На каждом информационном стенде размещается фото самолёта со стоимостью основных элементов. По каждому инциденту пишется сигнальный лист, происходит общее ознакомление. Самое главное – найти решение, как избежать этого.
Я не говорю, что есть идеальные аэропорты. Но всегда нужно стремиться к идеалу. А культуру работы можно посмотреть глазами. В том числе пассажиру через окошко терминала. Хорошему аэропорту нечего стесняться. Поэтому ко всем коллегам – давайте работать аккуратно, если поломаем эти самолёты, других нам не дадут.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.