Три года назад в известном Знаменском раскопе в Новгороде археологи нашли золотую подвеску с эмалевой вставкой. Такие подвесочки – не редкость среди находок. Называются они квадрифолии (это слово происходит от латинского слова quadrifolium – четырехлистник). Квадрифолий получается, если на квадрат наложить четырехлепестковый цветок так, чтобы углы квадрата находились между лепестками. Это очень популярный в средневековье декоративный мотив – его использовали и в книгопечатании, и в ювелирном искусстве, и даже в архитектуре.
Квадрифолий из Знаменского раскопа состоит из двух золотых пластинок – лицевой и оборотной. Их мастер соединил пайкой. Верхняя, лицевая, пластинка украшена тисненым рисунком.
Вообще тиснение с помощью матрицы – один из популярных ювелирных приемов, который вытеснил из арсенала ювелиров более трудоёмкую ручную чеканку, поскольку позволял делать рельеф проще и быстрее, а значит, больше и дешевле. Да и оборудование для тиснения было не особо сложным и не слишком громоздким.
Во время этой операции мастер накладывал на матрицу лист золота или серебра и через свинцовую прокладку бил молоточком по листу. И матрицы, и даже одна прокладка были найдены на раскопках древнерусских городов и погребений.
В середине лицевой пластинки новгородского квадрифолия мастер сделал отверстие, а в него поместил разноцветную эмалевую вставку, которую по диаметру украсил тисненым рисунком, похожим на зернь.
Вот именно эта вставка и стала объектом особого интереса ученых. Впрочем, золото пластинок квадрифолия тоже было проанализировано. И оказалось, что оно из рассыпного месторождения и что ювелир не добавлял при работе в него никаких примесей. А также, что все золотые детали подвески (а их пять: пластинки, ушко, подложка под вставку и её рамка) сделаны в одно время – состав их одинаков.
Теперь поговорим об эмалевой вставке. Она составная – из эмали разных цветов. В центре расположен трилистник красного цвета, его окружают последовательно три кольца – белого, синего и красного цвета. Треугольничек под трилистником окрашен в бирюзовый.
Техника исполнения этого украшения – перегородчатая эмаль. Как понятно из названия, важную роль в ней играли перегородки – то есть, то, что отделяло эмали разных цветов друг от друга. В остальном просто: в подготовленный желобок или ячейку насыпался смоченный водой стекловидный порошок нужного цвета, затем композицию обжигали.
Для окрашивания эмали в нее добавляли соли металлов. Например, соли кобальта – для синего, а соли меди – для зеленого цвета.
Для исследования ученые применили методы растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом(РЭМ/ЭРМ), масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой с пробоотбором методом лазерной абляции (МС-ИСП-ЛА) и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой методом лазерной абляции (АЭС-ИСП-ЛА).
И что же они узнали?
1. Для изготовления эмалей были использованы перетертые в порошок тессеры позднеантичных или раннесредневековых мозаик. Это определили, сравнив составы эмалей новгородской вставки и уже изученных мозаик (например, из равеннской базилики Сан-Северо).
Это не так удивительно, если знать, что средневековые мастера практиковали такую «преемственность» материалов: собирали мозаичные элементы, очищали их и перетирали в порошок.
2. Эмалевый медальон был изготовлен, скорее всего, именно для этого квадрифолия, поскольку именно на центральный трилистник ориентирован узор на лицевой пластине подвески.
Эмалевые украшения, например, в окладах иконах закрепляли так, чтобы их можно было снять и переставить, если оклад пришел в негодность. Поэтому исследователи тщательно изучили и такую возможность – что медальон снят с другого изделия, но сочли её менее вероятной.
Исходя из полученных данных, теперь считается, что замечательная эмалевая вставка могла быть изготовлена:
- а) в Византии и привезена на Русь, где местный мастер вставил её в приготовленную для неё подвеску;
- б) в Византии вместе с квадрифолием;
- в) византийским мастером на Руси из неместных материалов.
В любом случае, эмалевый медальон сделан из византийского материала.
Вот такая вот история практически расследования происхождения средневекового украшения. Кстати, не хотите заглянуть в другие наши публикации о находках из Новгорода? Например, в посты о печати Онцифора Лукинича или о накладке с гусляром. Или в статью "В Великом Новгороде тысячу лет назад улицы были вымощены деревянными настилами". Интересного вам чтения, дорогие подписчики!
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.