Найти в Дзене
LingvorkritiK

Не твои ученики и не твои педагоги. Понять, простить и отпустить.

Оглавление

Часть 2

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Ну что ж, настало время рассказать вам про мои педагогические провалы.

Эта часть будет короче предыдущей. Обещаю (но это неточно).

История первая. Трудный ребёнок

Вообще-то я не считала и до сих пор не считаю этого мальчика трудным ребёнком. Если уж на то пошло, то все мои ученики были непростыми. Ну или планка "сложности" у меня какая-то завышенная, но не суть.

Вся сложность заключалась в том, что Максик (назовём его так) был избалован: не до ужаса, но вполне себе неплохо так. Чем же? Да хотя бы тем, что, например, мог разбудить маму в 8 утра и канючить, чтобы она сделала за него домашку. И она делала! Уже завидуете, да? Ещё бы! В нашем бы детстве кто-то так нам помогал...

И тут его бабушка (наша соседка) внезапно узнала от моей квартирной хозяйки, что я могу английский преподавать — и решила взять меня Максику в учителя. И даже временами дело шло неплохо, и занимались мы довольно долго — года полтора.

Максик был сообразительным и умным, только трудиться особо не любил. А ещё в свои 8 лет он уже был обалденно красивым и об этом, разумеется, знал. В связи с этим присутсвовала также и определённая доля самолюбования — куда ж без этого)

Временами у нас был прямо-таки прогресс, и я радовалась. Но в перерывах ребёнка, которого я старательно "собирала", разбалтывали и разбаловывали просто донельзя.

Родители, как водится, много работали, и им было некогда дисциплинировать сына или учить его самостоятельности, однако, взаимопонимание у нас было. А бабушка так и вовсе была моим верным союзником в борьбе за сознательность внука.

Почему я считаю это провалом?

Потому что никакого впечатляющего результата не было — того результата, которого я бы хотела и который предполагал потенциал мальчика (к слову — гигантский). Ну да, оценки стали лучше, ну да, был и прогресс (не очень значительный), но закончилось всё ничем, и вряд ли Максик захотел потом учить язык дальше.

Какой вывод я сделала?

Успех ребёнка — это почти всегда командная работа его самого, его близких и педагога.

Если вы учите детей, то всегда должны помнить о контакте с их родителями. Целей может быть несколько: контроль, обмен информацией, взаимопомощь, постановка задач.

Если вы родитель, то, пожалуйста, запомните одну вещь — всего одну. Ваша поддержка — это крылья ваших детей. Вот то самое безусловное принятие. Это я вам говорю как бывший ребёнок!

Помогите вашему ребёнку адаптироваться к педагогу, не запугивайте его страшным и злобным репетитором и не сваливайте всю ответственность на этих двоих. Помните, что это вы решили привлечь педагога (даже если ребёнок сам высказывал подобные пожелания или полностью разделяет ваши взгляды на обучение). Следовательно, больше всего ответственности в данном случае именно на вас.

История вторая. Трудный подросток

А этого пацана мы назовём Колей, даже Коляном (таким он, без сомнения, хотел казаться ). Колян был рад поотвлекаться на уроках, поржать и пообсуждать посторонние темы. На русском, конечно же)) А вы что думали?

В общем, типичный такой Колян-подросток из обычной школы. Заниматься английским он явно не жаждал изначально, однако его маме, с которой у меня на довольно продолжительное время сложился отличный тандем, удалось его как-то убедить (и даже замотивировать немного).

Долгое время я пыталась и так, и этак пробудить интерес и мотивацию: мы с мамой Коли и плейлист его анализировали, и интересы его обсуждали. Но вот в тот момент, когда мне показалось, что дорога к сердцу
подростка найдена, его мама написала мне, что заниматься они больше не планируют. Занимались мы и так довольно долго — 2 года.

Видимо, родители Коли наконец поняли, что явный интерес парня к математике перевешивает его скудную мотивацию к занятиям по английскому и решили не тратить деньги и время зря. Совершенно их в этом не виню и ни в коем случае не осуждаю. Более того, считаю, что на тот момент это было единственно верное решение. И нужно было его принять мне и гораздо раньше. К этому мы ещё вернёмся.

Почему я считаю это провалом?

Во-первых, прогресс был, как и в первой истории, незначительным. Оценки, конечно, стали лучше (иногда, правда, человек умудрялся всё ещё схватить двойку за несделанную домашку), но это не единственный показатель прогресса и не самый объективный. Коля очень быстро всё забывал, несмотря на регулярность занятий.

Дело было ещё и в том, что с Колей нужно было прокачивать не только английский, но так любимые всеми теперь софт-скиллз, а именно: внимательность, сосредоточенность и умение концентрироваться. Это то, чего Коле так не хватало.

Я старалась, как могла, но двух часов в неделю для этого было явно недостаточно. Самостоятельно Коля в силу недисциплинированности и незаинтересованности заниматься не мог и не хотел, а у родителей на это было мало времени.

А ещё мне так и не удалось замотивировать парня и вызвать его искренний интерес к языку. Здесь я и сама отчасти виновата — поздно сообразила, что можно читать и обсуждать на английском аниме. Но главное: интереса и мотивации не было изначально. Следует помнить, что естественная мотивация самого ученика всегда будет сильнее и эффективнее, чем искусственно созданная.

Какой вывод я сделала?

Если ученик не твой, то это надо признать, принять и...отпустить человека в свободное плавание. Я не говорю о том, что нужно сразу бросать "сложного" ученика. Но, если с течением времени мотивация так и не появилась, а от процесса ученик тоже не получает никакого удовольствия, то не стоит тянуть за собой сдохшую лошадь.

История третья. Девочка и строгость

Это одна из самых интересных историй, которые у меня приключались с учениками. Но и одна из самых обидных и провальных.

Сразу скажу, что обидное не в том, что от меня отказались через месяц, а в том, что у ребёнка был просто огромный потенциал и мне так и не удалось реализовать задуманное.

В общем, была девочка восьми шустрых и активных лет. Пусть она у нас будет Лиза. Лиза была очень подвижным ребёнком, даже непоседливым и чуть-чуть своенравным. Это мой любимый цвет, мой любимый размер... Мой любимый детский характер, в общем. Причём, девочка была также и любознательной, и даже мотивированной.

Казалось бы, что может пойти не так? Да много что, как позже выяснилось. Во-первых, формат. Нет, сам-то по себе он классный! На английском весь урок по скайпу — это здорово. С детьми я такого ещё не пробовала на тот момент. И вот я сразу не учла всех сложностей. Представляете себе активного и подвижного ребёнка, с которым нужно заниматься дистанционно на его неродном языке весь урок? Челлендж? Ещё какой!

Во-вторых, мне сразу показалось, что с мамой Лизы продуктивное взаимодействие не сложилось — и я не ошиблась. Сначала вроде бы всё шло гладко, но потом мама стала явно что-то замалчивать и подозрительно отменять занятия один за другим по разными предлогами.

В-третьих, я вообще подумала, что и у Лизы с мамой как-то нет хорошего контакта, что она недостаточно (внимание, сейчас будет страшное) знает своего ребёнка в плане поведения его во время занятий. Или это поведение она как-то неправильно трактует, поэтому принимает активность и неусидчивость за явное непослушание. Кстати, такое очень часто бывает, но об этом я подробнее расскажу как-нибудь в другой раз.

К слову, девочка вела себя нормально и адекватно — сообразно возрасту и характеру. Ещё не лишним будет упомянуть, что Лиза до меня занималась английским в группе и в игровой форме. То есть, было бы странно ожидать от неё, что она будет всё занятие со мной сидеть неподвижно, кивать головой и послушно выполнять каждое задание.

Всё самое страшное, что вытворяла Лиза заключалось в том, что иногда она на секунду отбегала что-то там поднять, 1 раз ела виноград (по маминому недосмотру, кстати) и один раз заявила: "Ооой, нет, ненавижу карточки, не хочу их делааать". И всё, вот прям всё. Кстати, карточки мы сделали. И весь криминал. И домашки она делала, и задания на уроках выполняла, и активничала.

Почему я считаю это провалом?

Потому что от моих уроков отказались очень рано не дав мне реализовать свой план и раскрыть потенциал ученика.

В один прекрасный день мама Лизы написала мне следующее: "Здравствуйте, к сожалению, мы больше не будем с вами заниматься. Лиза воспринимает вас как подружку. Нам нужен педагог постарше". И всё. Я была не то что очень удивлена, потому что что-то подозревала уже пару недель на тот момент — интуиция ошибается редко. Однако, пилюлю это не подсластило ни разу.

Я настолько сильно хотела не навязываться, что не запросила вообще никакой обратной связи (хотя всегда и во всём стараюсь это делать) и просто пожелала удачи. Об этом я потом очень жалела.

Соответственно, мне остаётся только фантазировать на тему того, что же такого сказала/сделала Лиза, что её мама пришла к неприятному для меня выводу. Но я никогда не считала дружеские и доверительные отношения с учеником чем-то плохим. Для меня есть разница между строгостью и авторитарностью, доверием и сидением на шее, позитивом и разгильдяйством. Но на тот момент маму ученицы это уже вообще не волновало. Что ж, я сделала свои выводы и пошла дальше.

Какой вывод я сделала?

Я сделала аж целых 4 вывода!

Вывод №1. Всегда запрашивайте обратную связь.

Даже если неприятно, обидно, стыдно, неловко и т.д., и т.п. Если уж совсем накрывает негативными эмоциям, то дайте себе время остыть и прийти в себя. А потом смело спрашивайте, что пошло не так. Вы получите самое ценное — информацию, которую потом сможете использовать для работы надо ошибками.

Вывод №2. Озвучивайте всё на берегу.

Особенно родителям учеников. Что я имею в виду? Не только цену занятия и условия, но и ваши правила. Если их нет — разработайте и применяйте.

Например, вы устанавливаете обмен обратной связью с родителями ученика на еженедельной основе. Или вы чётко оговариваете, что на занятии не должно быть посторонних людей/животных.

Возможно, если бы я сразу озвучила свой подход к занятиям и своё видение того, как ученик должен вести себя на уроке, то нам с мамой Лизы было бы гораздо проще найти общий язык.

Вывод №3. Если чувствуете, что что-то не так, выясняйте.

Когда одно из последних занятий переносили несколько раз, я уже заподозрила неладное. Жаль, что сразу не попыталась расставить все точки над "и". Иногда родителю ученика или самому ученику бывает сложно сказать, если есть какие-то недомолвки или дискомфорт. Помогите им — заговорите обо всём первым. Скажите, что будете максимально откровенны и ждёте от собеседника того же.

Вывод №4. Не позволяйте менять правила проведения занятий без веской причины.

С самого начала я планировала постепенно перейти полностью на английский язык на уроках с Лизой. Ключевое слово — постепенно. Изначально мне было понятно, что такие изменения (да вообще любые) не нужно внедрять резко и внезапно в силу многих причин.

Но тут вмешалась Лизина мама и...я поддалась. Начала учить ребёнка на английском уже со второго занятия. Ага, по скайпу, восьмилетнюю девочку, активную восьмилетнюю девочку... Вот не надо было так, надо было настоять на своём плане обучения, тогда и результат был бы лучше, и занятия — продуктивнее.

Помните: если у вас есть план обучения и он работает — значит, не с потолка же вы его взяли! Объясняйте ученикам и их родителям, что план обучения важен, что нужно погружать постепенно — без резких движений и стресса. Не нужно идти на поводу и прогибаться, потом будет поздно, увы(

История четвёртая. 18 роковых минут

Это была история длиной в 1 телефонный разговор и 18 минут урока — самая короткая и драматичная из всех. Для конспирации назовём героиню Ульяной. Вот, как всё случилось.

Всё начиналось очень хорошо и гладко, хотя меня предупреждали, что у моей взрослой ученицы очень непростой характер. Мы созвонились и пообщались просто отлично. Я рассказала, в каком формате пройдёт первое занятие, и мы догворились о дате и времени.

Ульяна оказалась девушкой серьёзной, ответственной и пунктуальной. А ещё она ооочень нервничала. Как вскоре оказалось, я даже не подозревала, насколько сильно.

Сначала я стала тестировать Ульянины навыки аудирования. И тут началось... Сначала Ульяна и вовсе растерялась и никак не могла собраться. Я успокаивала, как могла, но всё безуспешно — девушка так и не поняла, что же именно от неё требуется. К слову, задание было несложным для заявленного ею уровня, и оно уже было обкатано на других учениках.

Дальше — больше. Ульяна попросила меня на время отключиться и попробовать сделать задание самостоятельно прямо во время урока, но без моего онлайн-присутствия. Я согласилась. Через минут 10 Ульяна позвонила мне снова и призналась, что так и не смогла выполнить задание.

И тут мы подходим к самому интересному. Девушка уже испытывала весь спектр негативных эмоций, и я это отлично чувствовала. Ульяна начала давить на меня, чтобы я изменила план занятия. Она возмущалась так сильно, что даже начала обвинять меня в том, что я неправильно тестирую её знания. Коронной была фраза про пресловутые 18 минут: "Уже целых 18 минут урока прошло, а мы всё ещё...".

Что именно "ещё", я так и не поняла, но здесь вы сможете сами легко дофантазировать, если хотите) После того, как я откзалась менять план урока и делать то, что от меня буквально требовали, Ульяна заявила, что ей нужен другой педагог. И что вот эти самые 18 минут занятия она оплачивать уж точно не намерена. Я принесла извинения за неоправданные ожидания, пожелала успехов и мы распрощались.

Что тут можно сказать? На первый взгляд, ничего особенного — ну неудачное занятие, ну сорвался ученик, с кем не бывает? Но для меня это было самым показательным провалом из всех.

Я сама подружилась с аудированием только в универе, да и в целом формат довольно стрессовый. Но всё же, я сделала всё, что можно и нельзя, чтобы облегчить человеку жизнь.

А в чём моя ошибка, я выяснила далеко не сразу. Сначала я пребывала в лёгком шоке, поэтому даже расстроиться не смогла как следует. Потом я пришла в себя и позвонила своему знакомому с огромным опытом работы с группами и околопсихологическим образованием.

И тут выяснилось, что своими комментариями типа "не переживайте, это несложное задание" я окончательно выбила и без того изрядно стрессанувшую Ульяну из колеи. "И что же здесь такого?",— спросите вы. Оказалось, что девушка начала комплексовать, что задание простое, а справиться она не может. Ну и окончательно сорвалась так, что просто не могла продолжать.

Что я вынесла из всех этих ситуаций, помимо того, что неудачи случаются в каком угодно деле? А то, что кроме "не твоих" педагогов бывают ещё и "не твои ученики".

И как же распознать "не твоего" ученика?

Вот признаки, которые я для себя выделила:

1. Нет контакта

Это не просто неловкость во время первого занятия или даже первых нескольких занятий, которая постепенно сходит на "нет". Это ощущение, что вы делаете что-то не то и/или не так, которое никак не проходит, несмотря на все ваши усилия. Причём, такое ощущение может быть только у педагога или только у ченика (читаем мою статью про "не твоих" педагогов), а может быть и у обоих.

В любом случае, если ощущаете что-то похожее на непроходящее чувство зажатости или неловкости (или у вас есть навязчивое ощущение, что что-то идёт не так), то честно поговорите с учеником. Возможно, вам просто нужно больше времени, чтобы сломать барьер. Понаблюдайте немного, и, если ничего не изменится, с подопечным лучше расстаться, потому что никто из вас не сможет быть эффективным на 100 %, если хоть один зажат и скован.

2. Нет результата

Вообще это довольно скользкий момент. Не стоит бросать ученика, как только вы поняли, что у него нет прогресса. Это неправильно и может быть деструктивно для обеих сторон, потому что далеко не всегда люди что-то делают именно ради результата.

А ещё может быть так, что ваш метод не работает конкретно в этом случае — тогда пробуйте другие.

Если ничего не сработало, то поговорите со своим подопечным и обсудите ситуацию. Вполне возможно, что конкретному человеку просто хочется с вами заниматься, и он кайфует от самого процесса. И, если вы сами не против такого формата занятий, то почему бы и нет?

3. Нет мотивации

Это как раз самый распространённый случай в моей практике провалов. И я считаю его самым сложным для себя. Почему? На этот впорос я отвечу в самом конце статьи.

Мой опыт привёл меня к пониманию того, что если у ученика нет мотивации, то занятия рано или поздно заходят в тупик, из которого нет (или почти нет) выхода.

Причём, позитивная сторона здесь в том, что даже при отсутствии изначальной мотивации ученик может её обрести благодаря вам, себе или ещё кому-то.

Очень интересный пример — это личность наставника как мотиватор. В этом случае человек хочет заниматься именно с вами и только с вами, а другие ему неинтересны. Личной харизмой прекрасно пользуются разного рода коучи, бизнес-тренеры и мотивационные спикеры.

Если мотивация была сформирована уже после начала занятий, как правило, вообще не важно, что именно было причиной. Иногда малюсенький мотивационный толчок способен перевернуть взгляд на ситуацию в целом и даже окрылить.

Сложность здесь вот в чём. Точнее, их две.

Первая: ученик может так и остаться незамотивированным (и тогда вы будете тащить пресловутую мёртвую лошадь).

Вторая: вы можете упустить момент, когда ученик утратил мотивацию (если она была) или утратил шанс эту мотивацию обрести (если её не было изначально). У меня так несколько раз бывало(

Направшивается вопрос: когда же прекращать занятия, если мотивации изначально не было, а вы так и не смогли её сформировать в вашем подопечном? Я решила для себя, что буду давать таким ученикам срок от 1 до 3 месяцев ( в зависимости от сложности случая) и прощаться, если мотивация так и не появилась.

4. Нет общей точки зрения

Это не так часто встречающаяся, но очень опасная причина. Если ученик и наставник не могут договориться между собой, то по мне это даже хуже, чем полное отсуствие мотивации у подопечного. Потому что в случае отсутствия мотивации её можно хотя бы попробовать сформировать. Но вот если у двух людей нет единых взглядов на то, каким должно быть обучение, то договориться в большинстве случаев если не невозможно, то очень сложно.

Почему так бывает? Причины могут быть совершенно разными, но у них есть одна общая черта: ученик и преподаватель неверно или не до конца друг друга поняли на этапе договорённости.

Как это происходит? И наставник, и его подопечный обычно очень воодушевлены в начале занятий (мы не берём крайний случай, когда человека насильно тащат учиться). У обеих сторон в самом начале очень много позитива и ожиданий. В таком состоянии легко упустить каие-то важные детали или исказить что-то в своём понимании дальнейшего взаимодействия.

Чтобы такого не происходило, лучше всего письменно зафиксировать все договорённости с учеником (для этого, кстати, отлично подходит договор). Это можно сделать даже отдельным сообщением в любом удобном мессенджере или по электронной почте.

В некоторых случаях бывает и такое, что кто-то кого-то неверно понял и ожидал совершенно другого. Например, ученик решил, что занятия будут только по какому-то конкретному учебнику, а преподаватель прицнипиально хочет использовать разнообразные материалы. Я не говорю, что конкретно из этой ситуации нет выхода, но бывет по-разному.

В любом случае нужно поговорить и понять, насколько и вы, и ваш ученик готовы идти на компромисс и договариваться, и стоит ли оно того. Если коса нашла на камень, то лучше отпустить подопечного к более подходяшему преподавателю как можно скорее: обе стороны сэкономят и силы, и время, и нервы.

А теперь, как и обещала, отвечу на вопрос: почему же мне так сложно отпусить незамотивированного ученика?

Просто я люблю сложности и борьбу. Сложный и незамотивированный ученик для меня — это вызов, это цель. И этой цели я хочу достичь.

Мне было очень сложно договориться с собой, но я решила, что самое большое, после трёх месяцев я буду отказываться от незамотивированных учеников. И неважно, была изначально мотивация или нет.

Мой подопечный больше не хочет тратить свои силы на занятия и продолжает по какой угодно причине, но только не потому что он хочет обучаться конкретному делу у конкретной меня. Всё, в этом случае я должна инициировать разрыв.

Да, это будет непросто, но зато я избавлю от "страданий" и себя, и ученика. А заодно я реализую на практике свой главный принцип как репетитора и наставника: обучение должно быть без насилия. И у меня оно таковым будет.

В заключение второй части хочу сказать, как давно я хотела и как важно мне было написать то, что вы сейчас читаете. Мне хотелось высказаться обо всех своих "болях" и предостеречь и учеников, и преподавателей от своих ошибок.

Да, у вас могут быть свои взгляды на обучение, но всё же надеюсь, что мой опыт будет полезен хотя бы для некоторых из вас.

Расскажите мне, о чём ещё вы хотели бы прочитать у меня на страничке — я обязательно напишу 🙏

#обучение #психология