Стар-Карр (Star Carr) — археологический памятник эпохи раннего мезолита в Северном Йоркшире. Находится примерно в 8 км к югу от Скарборо. Считается самым важным и информативным мегалитическим объектом в Великобритании. В наше время вся местность в районе стоянки Стар-Карр занята сельхозугодьями, а в эпоху мезолита здесь располагалось древнее озеро Фликстон. На берегах озера рос лес из березы, осины и ивы. На прибрежных отмелях рос тростник, кувшинки и другие водные растения
В 1947 г. во время дренажных работ на поле к юго-востоку от фермы Стар-Карр (Star Carr), местный археолог-любитель Джон Мур (John Moore) обнаружил, в уже вырытой траншее, несколько кремневых инструментов. В следующем, 1948 г., Мур решил сделать в этом месте небольшой раскоп. После того как были найдены, хорошо сохранившиеся, изделия из кости, Мур связался с профессором Кембриджского университета Грэмом Кларком. Кларк проводил здесь раскопки в 1949—1951 гг., в результате которых был собран богатый археологический материал. Кроме кремневых орудий и костей животных были найдены многочисленные костяные гарпуны и головные уборы из черепов благородного оленя. Находка изделий из кости само по себе уже является большой удачей. Чаще всего на палео-, мезо-, неолитических стоянках находят каменные орудия труда, поскольку материал, из которого они были изготовлены, практически не подвержен разрушению. С любой органикой дело обстоит иначе: даже казалось бы твердые и прочные кости в кислых почвах быстро разрушаются, а дерево гниет еще быстрее. Чтобы кость и дерево сохранились в ископаемом состоянии они должны попасть в определенные условия. Как раз такую благоприятную, для их сохранения, среду создают торфяные отложения болот и озер. Все, найденные Кларком, изделия из кости сохранились лишь благодаря тому, что оказались на дне озера Фликстон и были со временем погребены под слоем торфа.
В Стар-Карр найдено 195 наконечников гарпунов, изготовленных из рога благородного оленя, это более чем 95% от общего числа всех подобных изделий, найденных в Британии. Они имеют длину от 8 до 38 см. Многие из них, намеренно или нет, сломаны.
Вместе с гарпунами найден фрагмент деревянного весла и это косвенно указывает на то, что хозяева стоянки пользовались лодками и умели их изготавливать. Предполагают, что это были лодки типа коракла или каноэ, т.е. деревянный, возможно плетеный, каркас обтянутый шкурами животных.
Многочисленные кости животных позволили узнать на кого охотились люди в окрестностях озера Фликстон. Идентифицированы останки бобров, благородных оленей, косуль, лосей, туров, кабанов и зайцев. Среди останков травоядных встречаются кости таких животных как волк, рысь, медведь, лиса, куница, барсук и еж. Найдены останки домашних собак, которые, по всей видимости уже стали постоянными спутниками людей.
Наибольший интерес вызывают, найденные на стоянке Стар-Карр, головные уборы сделанные из черепов благородного оленя. Всего был найден 21 головной убор. Как установлено все они изготовлены из черепов оленей-самцов, хотя рога сохранились не на всех, а с некоторых очевидно целенаправленно удалены. Почти все головные уборы хорошо сохранились. Для их изготовления от черепа отделяли верхнюю часть черепной коробки с рогами; рога, очевидно для облегчения веса, обрезали, а иногда и полностью удаляли; с внутренней стороны черепную коробку тщательно выскабливали, удаляя все выступы; в передней части высверливали два отверстия, очевидно для крепления к головному убору.
Среди археологов нет единого мнения по поводу того, как именно использовались головные уборы из оленьих черепов. Одна из версий гласит, что они предназначались для ритуальных действий при отправлении анималистического культа оленя. Головные уборы из Стар-Карр не уникальны, подобные изделия были найдены при раскопках некоторых мезолитических стоянок северной Европы, что наталкивает на мысль о существовании единого культа оленя по всей Европе. На самом деле анимализм одна из самых ранних форм религии, возникший еще в палеолите. Почитание тех или иных животных среди охотников-собирателей было широко распространено, но в каждой более или менее обособленной группе людей существовали свои объекты для поклонения. Человек в первобытную эпоху гораздо сильнее зависел от природы, перед стихиями которой зачастую был бессилен. Чтобы задобрить духов первобытные охотники совершали магические обряды, надеясь с их помощью добиться успеха в промысле и защитить свою жизнь от опасных хищников. Естественно объектами поклонения становились животные которые жили в данной местности и от которых сильно зависела жизнь людей, как те на которых они охотились, так и те кого опасались, т.е. хищники. Олень в мезолитической Европе был одним из основных объектов промысла и широкое распространение культа оленя вполне закономерно.
Согласно другой точке зрения головные уборы с рогами использовались во время охоты, для маскировки. Охотник набрасывал на себя оленью шкуру, надевал головной убор с рогами для того, чтобы, как считается, ближе подкрасться к ничего не подозревающей жертве. Версия вполне рабочая, к тому же подобными приемами охотники некоторых племен и народов пользовались еще совсем недавно. Так есть свидетельства, что еще в 20 веке Эвенки использовали головные уборы с рогами во время охоты на оленей.
Версия, что эти изделия использовались именно и исключительно как головные уборы, на мой взгляд, маловероятна. Не думаю, что в таких “шапках” было очень удобно ходить по лесу. Но то, что с некоторых черепов полностью удалены рога, вроде бы свидетельствует в пользу этой версии и некоторые исследователи считают, что эти, “безрогие”, использовались именно как шапки. И все таки сложно представить для чего надевать на голову твердую, неудобную кость, а, скажем, не капюшон из мягкой, теплой шкуры пушного зверя. Безумная идея: но может это первобытный военный шлем?
Однозначных доказательств не имеет ни одна из версий. Возможно что эти головные уборы использовали как для охоты, так и для ритуальных действий.
Грэм Кларк обнаружил на стоянке Стар-Карр то, что он назвал «платформой из ветвей кустарника», на краю бывшего озера Фликстон. Платформа из хвороста, по-видимому, была сооружена на заболоченном берегу и Кларк сделал заключение, что здесь люди и обитали. В 1977, 1985 и 1989 гг. группа археологов, под руководством Тима Шадл-Холла, провела более масштабные раскопки по побережью древнего озера. Команда обнаружила еще несколько мезолитических стоянок, но изделий из кости ни на одной из них найти не удалось. Зато недалеко от одной из стоянок, на берегу бывшего озера, был обнаружен деревянный помост из бревен. Наткнувшись на первые два бревна исследователи сначала решили, что это обычный валежник. Но дальнейшие раскопки выявили конструкцию, созданную руками человека. Бревна осины и ивы, диаметром 10-15 см., были расколоты вдоль, вероятно с помощью клиньев; затем их уложили, параллельно друг другу, на берегу озера, в заболоченных местах. И это первый, известный, в Европе пример плотницких работ.
В 2000-х годах были проведены повторные раскопки в районе первой стоянки. В результате, выше по древнему берегу от платформы Кларка, была обнаружена структура, которую археологи идентифицировали как останки жилища. По периметру, круглого в плане, жилища обнаружены ямы от 18 опорных столбов около 20 см. в диаметре. Диаметр сооружения около 3.5 м. Внутри жилища найдены кремневые орудия труда и следы очага. Пол застилали тростником и мхом. Невозможно узнать форму или материал, из которых были сделаны стены и/или крыша. Могли использоваться шкуры, тростник, дерн или кора. Сооружение могло иметь коническую или купольную форму. Найденное жилище доказывает, что Кларк заблуждался, утверждая, что люди жили непосредственно на берегу озера - у озера они вели хозяйственную деятельность, а жилища строили в стороне от него на сухом, возвышенном месте.
Интересную находку сделали археологи на раскопках 2015 г. В тот год раскопки в Стар-Карр вела команда из Йоркского университета под руководством Ники Милнера. В самом конце сезона студентом Честерского университета, Томом Беллом, была найдена подвеска из сланца с гравировкой. Подвеска имеет форму близкую к треугольнику со скругленными углами. Длина короткой стороны 31 мм, двух других примерно 35 мм, толщина 3 мм. На лицевой стороне выгравированы прямые линии, образующие несколько групп, в каждой из которых линии расположены параллельно. В районе одной из вершин треугольника просверлено отверстие, вероятно для продевания шнура. На обратной стороне пластины имеется скол, был ли он сделан случайно или намеренно неизвестно. Подвеска из Стар-Карр признана самым ранним, в Британии, примером мезолитического искусства. Это единственный, из Стар-Карр, перфорированный артефакт с гравировкой, хотя ранее здесь были найдены бусины из сланца, перфорированный янтарь и перфорированные звериные зубы, но гравировок на них нет. В настоящее время подвеска выставлена в Йоркширском музее
Анализ пластины показал, что линии на ее поверхности наносились в два этапа: поверх стершихся, или стертых, вырезаны новые. Похожие изображения, только выгравированные на подвесках из янтаря, найдены в Дании. В отличии от натуралистического искусства палеолита, в мезолите повсеместно появляются абстрактные изображения и орнаменты, в виде геометрических фигур, прямых линий, спиралей и т.д. Какой смысл вложен в эти рисунки можно только догадываться. Теорий о том, что изображено на пластине из Стар-Карр, множество, но ни одна из них не доказуема. Возможно, что это карта, или мнемонические знаки, или особый узор, отпугивающий злых духов, или счетные палочки, а возможно просто орнамент без особой смысловой нагрузки.
Костяные и деревянные артефакты из Стар-Карр были подвергнуты радиоуглеродному методу датирования. Анализ показал, что люди здесь жили в период раннего мезолита, около 11 000 лет назад, между примерно 9300 - 8400 гг. до нашей эры. Но жили ли люди на этом месте постоянно или временно, периодически сюда возвращаясь? Были тщательно изучены, найденные в Стар-Карр кости животных и, по соотношению останков молодых и взрослых особей, исследователи пришли к выводу, что стоянка использовалась как охотничий лагерь только в теплое время года - с конца весны до конца лета. В общем это подтверждает сложившиеся представления об образе жизни мезолитического человека: хотя общины и жили, более или менее постоянно, на определенной территории, но в ее пределах периодически совершали сезонные перекочевки. Знание местности, местных условий, мест обитания животных и их повадок, было существенным преимуществом в борьбе за выживание и если еды и других ресурсов было достаточно, человеку не было нужды покидать обжитой район. Каждая община занимала довольно обширную территорию. Плотность населения, в эпоху мезолита, была низкой - по некоторым подсчетам, одновременно в Британии жило не более 15 000 человек и общины между собой несомненно контактировали, но вероятно не слишком часто. Скорее всего случались и конфликты, но борьба за ресурсы, которые в то время еще не истощились, не могла быть слишком острой.