Начало здесь.
Как я уже писал ранее, иногда я передаю свой богатый опыт капитана будущим мореплавателям.
Недавно проходили тему непотопляемости судна. Вот определение, которое вам даст любой учебник или Википедия:
Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков.
Почему я о ней вспомнил? Да вот друзья спрашивают: утонет ли пароход, если с него начали бежать крысы?
Вот давайте порассуждаем вместе. Крысы ведь бегут с корабля (или судна, если кто понимает разницу в терминах), если в днище образовалась течь. Они первые её обнаруживают в глубине трюмов, тогда как на мостике капитан наслаждается ароматным кофе, затягиваясь трубкой и любуясь видами проплывающих мимо островов. Пассажиры вообще еще спят после хорошей ночной гулянки возле бассейна, а члены экипажа заняты повседневными заботами по поддержанию судна в образцовом порядке.
И вдруг сработали датчики уровня воды в льялах в каких-то помещениях. Тревога!
Тут нужно определиться, где, в каких помещениях, в каком количестве прибывает вода, можно ли её откачать имеющимися на судне водоотливными средствами.
Далее капитан открывает аварийную папку, в частности, информацию об аварийной остойчивости судна. Смотрит, каким будет состояние судна при затоплении того или иного отсека или нескольких.
Если судну грозит гибель, подаётся сигнал к оставлению судна. Методы спуска спасательных средств бывают разными, не будем углубляться в подробности. В целом таков алгоритм действий на всех судах, на которых мне приходилось работать последние 20 с лишним лет, то есть под иностранными флагами.
Почему я ограничился таким сроком, ведь мой стаж работы в море охватывает более 40 лет? Потому, что первые 15 лет я работал на судах морского флота СССР, где одним из руководящих документов было Наставление по борьбе за живучесть судна.
И там действия экипажа не ограничиваются срочным оставлением тонущего судна. Оказывается, во многих случаях судно можно спасти, хотя зачастую это сопряжено со многими трудностями и риском для жизни.
Что для этого надо сделать? Устранить течь. Для этого на наших судах имелись специальные аварийные материалы и инструменты. Полный перечень приводить не буду. Принцип такой: маленькую щель, через которую поступает вода из-за борта, можно вообще заткнуть палкой. Я сам однажды затыкал отверстие в балластном танке размером с 15-копеечную монету ручкой от швабры. Потом, правда, еще цементный ящик там поставили с боцманом. А на большую пробоину можно снаружи завести пластырь, таким образом прекратив поступление воды внутрь корпуса судна, а потом откачать за борт поступившую ранее воду. И вот – судно спасено.
Помнится, в пароходстве мы регулярно тренировались заделывать пробоины различных размеров в различных отсеках. Может быть, даже переусердствовали. А вот в иностранных компаниях я видел аварийный материал и пластырь для заделки пробоины только один раз, в 90-х годах прошлого века, на одном из немецких судов. Потом как-то больше не встречалось. У них даже нет расписания по борьбе с водой! - в расписаниях по тревогам. Не знаю, почему так сложилось у буржуев, может, от слишком хорошей жизни, когда страховые компании компенсируют судовладельцам гибель судна, да и жизни моряков покроют, если их не удастся спасти. В чем разница между нами и буржуинами? Может быть, мы считаем свой корабль (судно) своим домом, а они - только местом зарабатывания денег?
А у нас привыкли всегда полагаться только на себя. Надеюсь, что в отечественном флоте еще сохранились традиции борьбы за живучесть судна.
Мне кажется, что героизм - это основное качество русского народа. Мы веками боролись за живучесть нашего корабля.
Главное, чтобы у экипажа и капитана сохранилась воля к победе. А крысы – пусть бегут. Туда им и дорога.
Кстати, вот еще вариант ситуации насчет крыс.
Тут я не уверен, стоит ли проводить имитацию гибели корабля для избавления от грызунов. Порой имитация гибели может привести к действительной гибели. Я бы не рисковал. Более надежным и безопасным средством избавления от крыс является дератизация, то есть физическое уничтожение крыс. А что думаете вы? Будем бороться за живучесть, чтобы победить или последуем за крысами в поисках нового пристанища?
Спасибо за прочтение и комментарии.
#море #крысы #борьба за живучесть
Другие публикации канала:
Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»
«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.