Найти тему

Непотопляемость. Борьба за живучесть судна. У нас и у них.

Начало здесь.

Как я уже писал ранее, иногда я передаю свой богатый опыт капитана будущим мореплавателям.

Недавно проходили тему непотопляемости судна. Вот определение, которое вам даст любой учебник или Википедия:

Непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков.

Почему я о ней вспомнил? Да вот друзья спрашивают: утонет ли пароход, если с него начали бежать крысы?

Вам тоже кажется, что крыса похожа на Чубайса?
Вам тоже кажется, что крыса похожа на Чубайса?

Вот давайте порассуждаем вместе. Крысы ведь бегут с корабля (или судна, если кто понимает разницу в терминах), если в днище образовалась течь. Они первые её обнаруживают в глубине трюмов, тогда как на мостике капитан наслаждается ароматным кофе, затягиваясь трубкой и любуясь видами проплывающих мимо островов. Пассажиры вообще еще спят после хорошей ночной гулянки возле бассейна, а члены экипажа заняты повседневными заботами по поддержанию судна в образцовом порядке.

И вдруг сработали датчики уровня воды в льялах в каких-то помещениях. Тревога!

Тут нужно определиться, где, в каких помещениях, в каком количестве прибывает вода, можно ли её откачать имеющимися на судне водоотливными средствами.

Далее капитан открывает аварийную папку, в частности, информацию об аварийной остойчивости судна. Смотрит, каким будет состояние судна при затоплении того или иного отсека или нескольких.

Если судну грозит гибель, подаётся сигнал к оставлению судна. Методы спуска спасательных средств бывают разными, не будем углубляться в подробности. В целом таков алгоритм действий на всех судах, на которых мне приходилось работать последние 20 с лишним лет, то есть под иностранными флагами.

Почему я ограничился таким сроком, ведь мой стаж работы в море охватывает более 40 лет? Потому, что первые 15 лет я работал на судах морского флота СССР, где одним из руководящих документов было Наставление по борьбе за живучесть судна.

И там действия экипажа не ограничиваются срочным оставлением тонущего судна. Оказывается, во многих случаях судно можно спасти, хотя зачастую это сопряжено со многими трудностями и риском для жизни.

Что для этого надо сделать? Устранить течь. Для этого на наших судах имелись специальные аварийные материалы и инструменты. Полный перечень приводить не буду. Принцип такой: маленькую щель, через которую поступает вода из-за борта, можно вообще заткнуть палкой. Я сам однажды затыкал отверстие в балластном танке размером с 15-копеечную монету ручкой от швабры. Потом, правда, еще цементный ящик там поставили с боцманом. А на большую пробоину можно снаружи завести пластырь, таким образом прекратив поступление воды внутрь корпуса судна, а потом откачать за борт поступившую ранее воду. И вот – судно спасено.

схема заводки пластыря из учебника. чтобы имели представление те, кто не видел, как это делается.
схема заводки пластыря из учебника. чтобы имели представление те, кто не видел, как это делается.

Помнится, в пароходстве мы регулярно тренировались заделывать пробоины различных размеров в различных отсеках. Может быть, даже переусердствовали. А вот в иностранных компаниях я видел аварийный материал и пластырь для заделки пробоины только один раз, в 90-х годах прошлого века, на одном из немецких судов. Потом как-то больше не встречалось. У них даже нет расписания по борьбе с водой! - в расписаниях по тревогам. Не знаю, почему так сложилось у буржуев, может, от слишком хорошей жизни, когда страховые компании компенсируют судовладельцам гибель судна, да и жизни моряков покроют, если их не удастся спасти. В чем разница между нами и буржуинами? Может быть, мы считаем свой корабль (судно) своим домом, а они - только местом зарабатывания денег?

А у нас привыкли всегда полагаться только на себя. Надеюсь, что в отечественном флоте еще сохранились традиции борьбы за живучесть судна.

Памятник морякам. Тут, правда, есть сомнения, борются ли моряки за спасение корабля, заделывая пробоину, или открывают кингстоны, чтобы затопить корабль, но не сдаться в плен японцам. Вообще-то кингстонов на том корабле не было.
Памятник морякам. Тут, правда, есть сомнения, борются ли моряки за спасение корабля, заделывая пробоину, или открывают кингстоны, чтобы затопить корабль, но не сдаться в плен японцам. Вообще-то кингстонов на том корабле не было.

Мне кажется, что героизм - это основное качество русского народа. Мы веками боролись за живучесть нашего корабля.

Главное, чтобы у экипажа и капитана сохранилась воля к победе. А крысы – пусть бегут. Туда им и дорога.

Кстати, вот еще вариант ситуации насчет крыс.

картинка из интернета, случайно попалась на глаза, но заставляет задуматься.
картинка из интернета, случайно попалась на глаза, но заставляет задуматься.

Тут я не уверен, стоит ли проводить имитацию гибели корабля для избавления от грызунов. Порой имитация гибели может привести к действительной гибели. Я бы не рисковал. Более надежным и безопасным средством избавления от крыс является дератизация, то есть физическое уничтожение крыс. А что думаете вы? Будем бороться за живучесть, чтобы победить или последуем за крысами в поисках нового пристанища?

Спасибо за прочтение и комментарии.

#море #крысы #борьба за живучесть

Другие публикации канала:

Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»

«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.

Из курсантской жизни.

О лечебных свойствах шила.

Загадка из области судостроения

Волны-убийцы.