Уникальный текст «Тридцати шести стратагем» содержит в себя несколько смысловых слоев, которыми являются:
- тридцать шесть афоризмов из четырех или, реже, трех иероглифов, представляющих собой суть стратагем;
- краткое разъяснение принципа данной стратагемы;
- цитата из древнейшего китайского канона «Книга перемен», поясняющая смысл стратагемы в терминах «Книги перемен»;
- пространный комментарий к стратагеме, нередко ссылающийся на исторические прецеденты ее применения.
Такая композиция воспроизводит традиционную структуру канона, которая, в отличие от профанического, общепонятного текста, управляется не логической последовательностью изложения, а именно пустотой в промежутках прозрения или, говоря языком китайской традиции, той самой «пустотой» (пространством между строк) в опыте, которая содержит в себе неисчерпаемый потенциал действия и потому, как говорили древние китайские мудрецы, является «корнем десяти тысяч вещей».
- Профанная (поверхностная) наука оперирует
- фактами,
- «предметами»,
- объектами;
2. Интуитивное знание природы вещей, заключенное в каноне, выражается в
- символических типах,
- типовых или смысловых формах,
- в разного рода устойчивых, чеканных формулировках, выражающих, подобно афоризму или пословице, одновременно некую общую истину и уникальное качество бытия.
- Становится понятным, почему китайцы особенно настаивали на разделении, непреодолимом разрыве между внешним и внутренним в человеческом опыте и на том, что тайна есть самый верный признак истины.
- Становится понятен и их необычайный интерес к военной стратегии – искусству обмана par excellence, но обмана, зиждящегося на знании глубочайших законов реальности или, точнее, на понимании глубоко двусмысленного статуса видимого мира, который одновременно является и не является реальностью. Ибо обман возможен лишь там, где до конца сохраняется ощущение подлинности происходящего.
👀 В известном смысле иллюзия и есть самое надежное свидетельство правды.
Стратегема 19: "Убрать дрова из-под жаровни"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой отвода энергии) заключается в поиске возможностей "задушить в зародыше" действия противника. Так же, как и стратегема 2, стратегема 19 связана с выявлением слабых мест и воздействием на них, но если первая делает это, выявляя "объективные" слабинки, то вторая пытается, прервав каналы подпитки, сделать сильное место противника его слабым местом. Подобие этой стратегемы упоминается уже в III веке до н.э. в контексте профилактики болезней: правильное использование стратегемы 19 делает ненужным лечение, так как профилактически не допускает болезни.
Примером возможного применения могут служить США, в 90-х годах прошлого века стабильно не платившие членские взносы в ООН (на 1999 год сумма долга достигала $1,7 млрд.), в значительной степени добившись тем самым ограничения возможностей ООН для эффективных действий. США использовали эту же стратегему и в 80-е годы прошлого века, добившись согласия Саудовской Аравии играть на понижение мировой цены нефти (выбрасывать на мировой рынок большие объемы сырой нефти по низкой цене) в тот момент, когда ввязавшемуся в "звездные войны" СССР срочно требовались большие поступления валюты для закупки многочисленных связанных с этим этапом гонки вооружений высоких технологий.
Стратегема 20: "Ловить рыбку в мутной воде"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой хаоса) заключается в возможности преднамеренной организации беспорядков в стане противника с целью создания благоприятной ситуации для достижения собственных целей. Отличие от стратегемы 5 заключается здесь в различии сценариев: не сам контрагент (как в стратегеме 5), но его окружающая среда находится в ненормальном состоянии. Такой способ рыбной ловли широко использовался в средние века: в мутной воде рыбе сложнее отличить наживку от безопасного корма .
В качестве примера возможного применения можно назвать "поспешное" принятие в 1997 году в еще управляемом Великобританией Гонконге закона о правах человека, противоречащего конституции этой страны. С точки зрения китайских аналитиков, это было вызвано желанием использовать стратегему 20 для создания хаоса в правовой системе Гонконга после передачи его КНР. Другим примером может служить создание поддерживаемой (проамериканским?) Фондом Карнеги Евразийской партии как противника дугинскому неоевразийству в современной России - с целью создания идеологической неразберихи в этом потенциально крайне мощном движении.
Стратегема 21: "Цикада выскользает из своего блестящего облачения"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изменения фокусировки) заключается в возможности преднамеренного перенаправления внимания контрагента на нечто второстепенное для маскировки действительных действий по выходу из критической ситуации. Цикада, выходя из своей оболочки, хотя и производит шум до 100 децибел на расстоянии до 1 метра, благодаря способности к мимикрии оставляет видимой только свое прежнее облачение, совершенно растворяясь сама на фоне окружающих растений. Первое упоминание стратегемы связано с одним из государственных деятелей эпохи поздней Хань (25-220), хотя и стремившегося к "абсолютной свободе", но несшего придворную службу: в одном из своих философских стихотворений он сравнивает бренное человеческое существование с блестящим облачением цикады, а устремленного в высшие сферы человека с самой цикадой.
Примером возможного применения этой стратегемы может служить даже вовремя принесенное извинение: например, бывший госсекретарь США Олбрайт, признав в 1998 году, что поддержка Пиночета была грубейшей ошибкой американской администрации, привлекла всеобщее внимание к самому факту извинения, умолчав о возможной ответственности еще живущих американских чиновников, "отвечавших" за приход Пиночета к власти.
Стратегема 22: "Закрыть дверь и задержать вора"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой окружения) заключается в необходимости последовательно действовать при задержании ослабленного противника: сперва требуется исключить возможность его выхода из его ослабленного состояния для того, чтобы он внутренне был готов к поражению (и не пытался в последней схватке увлечь за собой в смерть самого применяющего стратегему), и лишь затем нападать. При этом важно учитывать, что противник заведомо не должен быть даже приблизительно равен по силе применяющему стратегему, так как в случае равенства сил исход попытки "задержания вора" после "закрытия двери" малопредсказуем. В военных трактатах китайских аналитиков XVI века н.э. под "вором" понимаются диверсионные группы контрагента. Видимо именно борьбой с подобными группами и объясняется происхождение самой стратегемы. Как и стратегемы 3 и 28, стратегема 22 не прибегает к поэтическому описанию, показывая, каким образом следует действовать.
Примеры ее возможного применения могут быть взяты из повседневной жизни: так "Энциклопедия чрезвычайных ситуаций" в случае обнаружения в квартире вора советует закрыть дверь снаружи и звонить в милицию от соседей.
Стратегема 23: "Заключив договор с дальними (соседями), напасть на ближних"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой гегемонии) заключается в необходимости внесения раскола в ряды противников с помощью заключения временного союза с дальними соседями. Впервые эта стратегема была рекомендована к применению в III веке до н.э. советником государства Цзин: постепенно расширяя свою территорию за счет ближних соседей и добиваясь при этом нейтральности дальних, это государство объединило к 221 году до н.э. весь Китай.
Примером возможного применения может служить основанная на тезисах Мао Цзэдуна китайская внешняя политика по отношению к СССР с начала 70-х гг. ХХ века и до 1991 года (с точки зрения Мао Цзэдуна к первому миру принадлежали СССР и США, ко второму - страны Восточной и Западной Европы, а также Канада, Австралия и Япония, к третьему - страны Азии, Африки и Латинской Америки, между мирами и внутри них существовали противоречия, которые надлежало использовать, а основным врагом Китая был первый мир): так как из двух сверхдержав первого мира более близкой, и следовательно, более опасной был СССР, то Китай, начиная с визита в Пекин в 1972 году президента США Никсона и до 1991 года, последовательно проводил политику в соответствии со стратегемой 23.
Стратегема 24: "Использовать дорогу через Ю для нападения на Гуо"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой двойной цели) заключается в возможности прибегнуть к убеждению контрагента в необходимости совместных действий для достижения некой желаемой контрагентом цели, а затем использовать совместные действия для достижения уже собственной, не отвечающей (или даже противоположной) интересам контрагента цели. Происхождение стратегемы 22 связано с нападением государства Цзин на государство Гуо в 658 и 655 годах до н.э.: принеся большие дары (в том числе - огромный бриллиант) государству Ю, правитель государства Цзин получил в 658 году до н.э. возможность использовать для нападения на Гуо дорогу через Ю. В нападении участвовало также войско Ю. Повторив богатые приношения государству Ю через 3 года (в 655 году до н.э.) для повторного использования дороги через Ю для нападения на Гуо и окончательно покорив это государство (Гуо), войско государства Цзин на обратном пути разорило также государство Ю, вернув в качестве трофеев и свои прежние дары (в том числе - и огромный бриллиант).
Примером возможного применения может служить вмешательство США в европейские дела на протяжении ХХ века: во время Первой мировой войны Англия и Франция (Ю), напуганные военными успехами Германии и Австро-Венгрии (Гуо) попросили США (Цзин) о помощи. Оказав эту помощь, США вывели свои войска из Европы. Повторение истории во время Второй мировой войны привело к тому, что после победы над Германией (Гуо) США (Цзин) оставили свои войска не только в Германии (Гуо), но и в Англии и во многих других европейских регионах (Ю), получив тем самым в руки важный инструмент защиты американских глобальных (национальных?) интересов. Другим примером является (на правах политкорректной гипотезы) начавшаяся в 2000 году дружба Китая с Россией против США - как логичное продолжение предшествовавшей китайской политики в соответствии со стратегемой 23.
Стратегема 25 : "Украсть несущие конструкции и заменить опоры".
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой удаления ядра) заключается в возможности изменения содержания без изменения внешней формы. Происхождение этой стратегемы связано с описанием физической силы последнего императора династии Шанг (иное название Йин) (XIV-XII век до н.э.), который мог, как утверждает легенда, держа крышу дома на плечах, менять его опоры.
Примером возможного применения данной стратегемы может служить, на взгляд китайских специалистов, использование терминов "мировая общественность", "цивилизованное общество" и т.д. западной цивилизацией: со стратегемической точки зрения при употреблении подобных выражений "крадутся несущие конструкции и меняются опоры", так как часть (цивилизация Западного мира) выдается за целое (все цивилизации планеты). В качестве другого примера может быть приведена миграционная политика США, привлекающая способных людей со всего земного шара и улучшающая тем самым качество человеческого капитала США, что одновременно ухудшает качество этого же капитала всех остальных стран мира, то есть не меняя форму государственных границ, меняет человеческое наполнение последних.
Стратегема 26: "Бранить шелковицу, а метить в акацию"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой косвенной критики) связан с символическими значениями акации и шелковицы в китайской культуре: акация, начиная с конца XI века до н.э., сажалась во дворе императора и, хотя не имела большого экономического применения, символизировала высшие слои общества; шелковица, дававшая лучшую пищу для шелкопряда и широко использовавшаяся простым народом в хозяйственной жизни, символизировала людей, не связанных с высшими кругами.
Примеры применения стратегемы 26 достаточно многочисленны, так как велико число ситуаций, в которых эта стратегема может применяться: 1) в силу статуса или положения критикуемого прямая критика опасна, но должна быть выражена; 2) критикуемый, обладая ярко выраженным чувством собственного достоинства и стараясь самостоятельно исправлять свои ошибки, может быть обижен прямой критикой; 3) прямая критика только усугубит ошибки критикуемого. "Ревизор" Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина, "Котлован" Платонова, "Один день Ивана Денисовича" Солженицына и т.д. могут быть восприняты в согласии со стратегемой 26.
Стратегема 27: "Играть роль болвана, не сходя с ума"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой невинной овечки) заключается в возможности сознательного разыгрывания слабости и недееспособности. Несмотря на то, что стратегема упоминается уже в имеющем более чем 2500-летнюю историю трактате "Искусство войны мастера Суна" (разыгрывать неспособность несмотря на имеющуюся способность) современный вид стратегема 27 приобрела относительно поздно - в период правления династии Тань; проведенная в этот период частичная инвентаризация китайских классических знаний придала стратегеме ее сегодняшний вид.
Примером возможного применения может служить разыгранная советником американского президента по безопасности Киссинджером в 1971 году в Пакистане болезнь желудка: удалившись с политической сцены на два дня якобы для восстановления от болезни, Киссинджер на самом деле летал в это время в Китай для проведения переговоров о визите в 1972 году в Китай президента США Никсона.
Стратегема 28: "Заманив на крышу, убрать лестницу"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой безвыходности) заключается в возможности увеличить свои силы за счет рефлексивного использования внутренних резервов в кризисной ситуации. Впервые эта стратегема описывается в VI веке до н.э. в трактате "Искусство войны мастера Суна" и объясняется в IV веке в трактате "Искусство войны мастера Ву": каждая битва есть "кровь, страдания и смерть", но войско, готовое к борьбе не на жизнь, а на смерть, скорее останется в живых, нежели войско, желающее лишь выжить.
Примером возможного применения данной стратегемы может служить ведение сложных переговоров с использованием случаев из жизни Конфуция (ученика, идущего к мастеру, у городских ворот спросили, не тот ли Конфуций муж, что знает, что то, что он проповедует, невозможно, и тем не менее продолжает делать то, что он делает, то есть не теряет мужества): если в разговоре с китайцем, излагая сложный вопрос, сопроводить его подобной фразой и сослаться на Конфуция, то это может подействовать на собеседника обезоруживающе и привести к тому, что он приставит к "крыше" новую "лестницу" и поможет дойти до цели.
Стратегема 29: "На дереве распустить цветы"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ремонта фасада) заключается прежде всего в возможности скрыть устаревшее, требующее обновления содержание за обновлением формы. Происхождение этой стратегемы сложно датировать, однако в одном из романов XIV века н.э. упоминается народный праздник, связанный с украшением цветами холмов и растущих на холмах деревьев.
Примером возможного применения этой стратегемы могут служить знаменитые "потемкинские деревни", сооруженные по приказу князя Потемкина-Таврического во время визита в 1787 году Екатерины II в покоренный в 1783 году Крым. Вдоль дороги, по которой проходило путешествие императрицы, были "воздвигнуты" деревни, состоящие из раскрашенных фасадов, в которых переодетые крестьянами военнослужащие изображали сельскую жизнь.
Стратегема 30: "Превратить роль гостя в роль хозяина"
Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой похищения трона) состоит в необходимости поиска способа превратиться из реагирующего на ситуацию в проактивно конструирующего ситуацию в некоей конкретно обозначенной области. Первое упоминание этой стратегемы в современном значении относится к IV веку до н.э.: под хозяином понимается армия, заранее занявшая позицию, как правило - на собственной территории, под гостем - нападающая армия, как правило вторгающаяся в чужие пределы.
Примером возможного применения этой стратегемы могут служить действия манджурских правителей в период смены династий в середине XVII века н.э.: после захвата Пекина крестьянскими повстанцами и самоубийства последнего императора династии Минь в 1644 году охранявший северные рубежи Поднебесной и сам мечтавший об императорском престоле генерал вошел в коалицию с манджурами и пригласил их участвовать в освобождении столицы от бунтовщиков, что со стороны генерала было ошибкой, так как, захватив столицу Китая и подавив крестьянское восстание, манджуры объявили о создании собственной династии Цинь (1644-1911).
Китайская мудрость – это знание бдительного духа, чуткого отслеживания «текущего момента».
Её ключевой вопрос – не что, даже не как, но – когда?
- Когда действовать и когда хранить покой?
- Когда «быть» и когда «не быть»?
Фундаментальные смыслы мысли – это «случай», который в жизни (судьбе) мудрого оказывается неизменной тропой;
Всеобъятная «сила ситуации» (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД СОБЫТИЙ), которая без видимого воздействия направляет движение всего мира;
«Сокрытый импульс» жизни, определяющий изнутри природу каждой вещи. Знаменитые «китайские церемонии», многозначительная торжественность жеста были способом такой виртуальной коммуникации, подразумеваемой стратагемами.
Коммуникации в безмолвии, где единичное сходится со всеобщим. Все, на что может надеяться гениальный человек – это «счастливый случай», позволяющий воплотить свою судьбу (в материальный слой), реализовать себя без остатка.