В какой-то момент своего развития любая небольшая компания сталкивается с тем, что:
- Переросла свою конфигурацию учетной системы (или не дай бог учет в Excel);
- Уже хочется запустить сайт с онлайн-продажами;
- Да и количество клиентов настолько велико, что все не запомнишь. Пора переходить на CRM;
А еще, хорошо бы все это интегрировать друг с другом и создать полноценную IT инфраструктуру для бизнеса. Первая мысль, которая приходит руководителю компании в такой ситуации — назначить технического директора и сформировать собственный IT-отдел, который и решит все перечисленные проблемы. Но в большинстве случаев эта стратегия нереализуема.
Почему реализация внутреннего IT-отдела — гораздо более сложная задача, чем кажется на первый взгляд?
Первая и самая частая ошибка руководителей — попытка назначить техническим директором кого-то из штата компании. Обычно этот «кто-то» ближе других в компании к IT (возможно, сисадмин или администратор сайта). Естественно, ничего хорошего из такого назначения не получится. Технический директор — это сложная позиция, которая кроме хорошего уровня понимания технологий разработки и автоматизации требует глубокого погружения в бизнес-процессы компании, а также способностей к занятию руководящей должности. Техдир — это в первую очередь топ-менеджер, который должен планировать, организовывать и контролировать работу высококлассных IT-специалистов. Найти настолько квалифицированного сотрудника на линейной должности в своем штате — задача утопичная и нереалистичная.
Второй подход ближе к истине — поиск и найм опытного и квалифицированного технического директора. Но и эта стратегия имеет ряд недостатков:
- Во-первых, найти свободного техдира с таким перечнем навыков не так уж и просто.
- Во-вторых, даже если найти его получится, гонорар такого специалиста может быть соизмерим с целой командой айтишников. А ведь технический директор — это только руководитель, своими руками он ничего делать не должен. Для реализации собственного IT-отдела также понадобятся высокооплачиваемые специалисты.
- В-третьих, если мы уже решили идти по пути привлечения технического директора и создания внутреннего отдела по технологиям, не стоит забывать о косвенных затратах: потребности в дополнительных площадях офиса, оборудовании рабочих мест, покупка программного обеспечения и затраты, связанные с трудовыми договорами.
Что получает компания, взамен согласия с этими недостатками? Да в целом ничего! Никто не гарантирует, что нанятый технический директор или принятые им специалисты смогут решить поставленные задачи. Еще хуже, если полученный результат и разработанные программные продукты будут плохого качества. Тогда в дополнение к потраченным на реализацию ресурсов компания получит еще и неэффективное (или работающее с ошибками ПО). Лучше не автоматизировать вообще, чем делать это плохо, поскольку низкого качества продукт приведет к еще большему количеству потерь: денег или времени, которое операторы будут тратить на «борьбу» с неудобным медленным и выдающим ошибки ПО.
Кому стоит нанять технического директора? И что делать остальным?
Из всего вышесказанного конечно есть исключения. Технический директор обязательно должен быть:
- У компаний, часть деятельности которых связана с предоставлением клиентам какого-то программного сервиса. Например, если у предприятия есть интернет-магазин, или если оно предоставляет какой-то веб-сервис.
- У крупных компаний. Когда объем бизнес-операций, оборот и количество сотрудников выходят на уровень крупного бизнеса, просто необходим сотрудник, который будет полностью координировать разработку, внесение изменений и поддержку программных решений. При этом даже не обязательно организовывать свой IT-отдел, технический директор может создавать результат и руками внешних подрядчиков по принципу аутсорсинга.
При таком сотрудничестве IT-директор станет «мостом» между бизнес-процессами компании и сторонними специалистами, которые будут разрабатывать индивидуальные программные решения под эти процессы. Технический директор будет формулировать задачи и контролировать их выполнение, но саму работу можно делать и внешними ресурсами по договору об оказании услуг.
Теперь вторая часть заголовка: «Что делать компаниям, которым технический директор (на наш взгляд) не нужен». У них есть два пути:
- Аутсорсинг и сотрудничество с IT-компаниями. Первый и самый простой способ решить вопрос с автоматизацией и разработкой программных решений для бизнеса. Можно просто обратиться в компанию, которая предоставляет такую услугу. Сразу решается вопрос и с техническим директором, и с IT-отделом. Подрядчик подготовит «решение под ключ», начиная с анализа бизнес-процессов и утверждения проектов с топ-менеджментом компании, до разработки, тестирования и обучения сотрудников. Более того, дальнейшую поддержку конфигурации 1С, сайта, CRM-системы или другого продукта можно отдать той же компании, которая его разработала.
При выборе компании-исполнителя тоже есть риск попасть на услугу плохого качества и недобросовестного подрядчика. Поэтому перед совершением этого выбора нужно изучить примеры работ компании, а также детально обсудить ваш проект. Если подрядчик при консультации пытается продать вам стандартное решение из коробки, с ним лучше не сотрудничать. Продукт, не адаптированный под конкретный бизнес, скорее всего, будет качеством хуже среднего и не решит реальных проблем компании.
- Работа с внешней командой IT-специалистов. Этот подход от предыдущего отличается тем, что под бизнес собирается команда, работающая только над его проектами и задачами. При этом, юридически сотрудники оформлены в штате компании-подрядчика.
Такая модель сотрудничества дает сразу несколько весомых преимуществ:
- Во-первых, все преимущества удаленной работы с сотрудниками, в том числе сокращение затрат на офис, оборудование рабочих мест, программное обеспечение и т.д.
- Во-вторых, компания-подрядчик берет на себя часть обязанностей технического директора: найм, обучение, внедрение в проект, замены по необходимости. Стоит также отметить, что компании, специализирующиеся на формировании IT-команд под ключ, имеют гораздо больше ресурсов и опыта для поиска квалифицированных профессионалов в сфере технологий.
- В-третьих, гибкость. Внешнюю команду можно быстро изменить численность и состав специалистов (по специализациям). А когда этап разработки и внедрения будет закончен, количество сотрудников можно сократить до нескольких человек, необходимых для поддержки. Со специалистами в штате так сделать очень сложно из-за трудовых договоров.
Недостатком такой формы работы является неполная автономность сотрудников. Компания сама определяет задачи для специалистов и планирует их работу. Хорошая новость в том, что в составе внешней команды может быть Project Manager, который на период сотрудничества будет выполнять функцию топ-менеджера и превращать идеи руководителя в конкретные технические задания.
Стоит ли нанимать технического директора и формировать IT отдел в вашей компании? Это очень субъективный вопрос. Если вы после прочтения аргументов в статье все равно считаете, что аутсорсинг и внешние команды — не выход, то возможно ваша компания действительно относится к тем исключениям. Но в большинстве случаев, сотрудничество с внешними IT-компаниями — наиболее оптимальный путь.
Посудите сами, какая вероятность того, что бизнес в любой сфере, например, в сельском хозяйстве, сможет построить отдел разработки лучше, чем есть у IT-компаний на рынке.
Если вы сомневаетесь, вы можете получить нашу бесплатную консультацию о том, какой метод решения задач по автоматизации бизнес-процессов именно для вашей компании подойдет лучше.