Найти в Дзене

Поражение или победа революции в романе Фадеева?

Оглавление

Обзор книги

                                            Обложка романа "Разгром"
Обложка романа "Разгром"

Участь главного персонажа в частях "Метелицы" еще не решилась. В следующей главе под броским названием "Три смерти" повествуется про Метелицу, остальных персонажей, отряд в общем. Здесь ярко видна самая драматическая кульминация и развязка всего сюжета в целом. Избитого главного героя вывели на церковную площадь, переполненную толпой народа и оцепленного повсюду казаками. В результате состоялся своеобразный допрос юного пастуха с пристрастием. Усилилось напряжение. Метелица спешил на подмогу юнцу.

Эта глава началась с подвига и героической гибели отряда. Видна общая цель противоборства храброго разведчика с лихим чубом и иных партизан, определенный гуманизм революции. Автор показал в романе проблему трусости и подлости. Мечик и Левинсон вместе с партизанами были на диаметрально противоположных позициях по отношению к "человеку в жилетке", склонявшего пастушонка к измене своим взглядам.

Такие особенности композиции произведения помогают читателям быть наедине с героями и не становится роман книгой об отдельных персонажах.

Именами своих персонажей прозаик назвал главы "Разгрома". Первая - "Морозка", "Левинсон", "Мечик". Именно на этих героях
сосредотачивается основное внимание писателя. Их психология крайне важна автору романа. Несмотря на это, они не могут определить фабулу сюжета. Самым важным оказывается судьба всего коллектива и партизанского отряда. Жизнь данного коллектива и есть стержень всего повествования.

Левинсон представляет собой носителя общего и объединяющего начала.

Для прозаика было очень важно художественно изобразить здесь особый вид взаимоотношений коммуниста-руководителя с партизанами: "На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие".

Идея обуздания стихийности очень сильно выражена в персонаже Левинсона. Писатель впитал традиции, накопленные советскими коллегами в художественной трактовке проблемы стихийности и в изображении руководителей времен гражданской войны. Не все литераторы находили в судьбе солдат такие резкие конфликты как Фадеев.

Автор чересчур остро ощущает конфликты и откровенно пишет про них. Классовые интересы людей в романе идут вразрез с их частными представлениями и желаниями. Левинсон - это сосредоточенность коренных интересов бойцов революции. Здесь заключена его особенная даровитость как руководителя масс.

Еще одна трагическая глава романа - "Трясина". Она показывала трудные взаимоотношения партизанского вождя с массами. Отряд Левинсона постоянно преследовали недруги, буквально идя им по пятам! Перед бойцами, отступавшими от врагов, развернулся тупик в образе трясины.

В данный тяжелый миг народ оказался в полном противопоставлении своему руководителю: "Если бы они могли сейчас видеть его все разом, они обрушились бы на него со всей силой своего страха, — пускай он выводит их отсюда, если он сумел их завести!"

Эта неприязнь не взаимна. Для героя Левинсона эти люди ближе родственников, потому что он чувствует свой долг перед ними. Смысл его жизни виден именно в подобном ведущем интересе. Потому он отбросил от себя вражду партизан. Его главная задача - в правах командующего отрядом. Ответственность за бойцов придает командиру некое прозрение.

                    Иллюстрации к роману Фадеева. Образ Левинсона и пастуха
Иллюстрации к роману Фадеева. Образ Левинсона и пастуха

Мастерство завоевания всеобщего уважения зависит для Левинсона от того, какой человек перед ним находится: Дубов, Сташинский, Гончаренко. Он ищет выход из личных мучительных сомнений. Большая часть партизан даже не догадывается о них. Командир потому и кажется им человеком "особой" правильной породы. Они стремились стать похожими на него. Бакланов даже внешне подражает командующему.

В финальной главе чувствуется взаимовлияние персонажей друг на друга. Больному Левинсону, истратившему всю личную энергию на вывод партизан из трясины, казалось, что он более ничего не сможет для них совершить. Внезапно все услышали выстрелы! Никто не ожидал такого развития событий.

Настроение молодого партизана передалось командиру. Левинсон начал равняться на него. Всем своим видом он будто призывал бойцов равняться на себя и следовать сплоченно рядом! Посеянное вернулось сторицей.

По мнению писателя в образе командира собраны самые достойные особенности других бойцов. Он - единственный герой романа, взгляды которого схожи с авторскими. Это подчеркивает объективность повествования. В отношении Левинсона не наблюдается здесь совершенно никакой насмешки или иронии. Прозаик вместе с героем идут вровень по отношению друг к другу. Иногда Фадеев смотрит на своего персонажа как на учителя. Для него командир всегда прав, даже в эпизоде с раненым Фроловым. Всегда ли другой человек волен решать чужую судьбу? Мог ли Левинсон хоть чем-то помочь обреченному больному бойцу? Свои сомнения автор отдает отрицательным персонажам произведения.

Ради революции Левинсон сдерживает себя и других. Он осознанно подавил внутри те чувства, которые способны отвлечь его от более высокой миссии. Он задумался только в короткие периоды ночной тишины, когда вспоминал про письмо жены и ответ к ней. Остальное время было предназначено ему для размышлений о партии и людях. Сила героя - в самоотречении. Здесь же видна и неполнота, ограниченность душевных проявлений таких людей. Поэтому для прозаика было важно раскрытие индивидуальности героя Левинсона.

В "Разгроме" литератору хотелось показать такого персонажа, которому читатели могли бы без труда подражать. Многие черты нрава были именно в образе командира отрядом! Левинсон виделся ему персонажем с идеальным характером.

                                       Образы Левинсона и Метелицы
Образы Левинсона и Метелицы

"Да, в Метелице била... неиссякаемым ключом необыкновенная физическая цепкость, животная, жизненная сила, которой самому Левинсону так не хватало". Командир предстал полнейшим антиподом Метелице. Последний даже внешне не был на него похожим. Он напоминал богатыря. Командир же - маленького гнома с рыжей бородкой! Кроме разных черт портретных они обладали разными жизненными взглядами. Метелица жил так, как хотел, без всяческих ограничений и сдерживаний, обладая смелым полетом мыслей. Левинсону приходилось незаметно сдерживать его горячий пыл. Он использовал личный, более осторожный военный план.

Командир нес ответственность за всех в отряде и не должен был подвергать их излишней опасности.

Фадеев связывает общее и индивидуальное. В центре внимания у него оказывается ценность естественных человеческих свойств, таких как порыв личности, раскованность жизни, и в то же время разумное ограничение и самоограничение. Каждое качество дополняет другое.

Очень своеобразно раскрываются эти свойства представителей нового мира, продиктованные историческими событиями, в сюжетной линии взаимоотношений командира отряда с ординарцем Морозкой!

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал! Продолжение следует...