Каньон в пустыне Мангышлака на карте обозначен как Капам, под этим же названием фигурирует в некоторых туристических программах, но местным, как я понимаю, этого названия не известно. Я знал, что на Мангышлаке есть такое место, видел прежде фотографии оттуда, но не не знал о том, где именно оно расположено. Однако на спуске с грейдера к подземной мечети Шакпак-Ата в зелёной степи вдруг разверзлась белая пропасть:
И желание остановиться на её краю изъявил не я один. По сути дела это не каньон, а гигантская балка, которую по несколько дней в году вырезают временные речки:
Сверху был виден грот и рощица в его тени, и смотрелось это всё столь заманчиво, что мы решили туда спуститься:
Но сначала - гуляли поверху, вглядываясь в землю: наш внезапный штурман Марья, по образованию горный инженер, нашла здесь самоцветы.
Увы, я забыл, какие именно камни встречаются в здешних породах... но ещё до поездки знал, что в Капам нередко ходят старатели:
Проехав несколько километров в сторону моря, мы свернули с основной дороги и вот уже ехали по накатанной грунтовке на дне каньона:
И снизу ущелье между белых стен оказалось ещё сюрреалистичнее, чем сверху:
На стенах тут и там каменные соты, в которых легко представить грандиозную пчелу:
В другие стены камни словно вбиты аккуратными полосками:
Но самое впечатляющее - обилие отрицательных склонов:
Впечатляет и то, какое плоское у каньона дно - даже обломки лежат лишь у стен. Такое ощущение, что местные породы легко размываются водой, и ручейки от дождя и талого снега подтачивают склоны да разрушают камни на днище, но поскольку воды здесь очень мало - её работа веками выглядит брошенной на самом интересном месте:
Где-то в середине каньона обнаружилась пещерка с лесенкой и шестом пира (святого):
Кто-то предполагал, что это убежище старателей; шест наводит на мысль, что это ещё одна подземная мечеть, ну а на практике, как я понимаю, её используют как столовую и гостиницу для иногда завозимых сюда туристов, и шанырак в углу говорит о том, что если туристов слишком много - где-то рядом ставится юрта:
Мы проехали до дальнего конца каньона, или вернее грунтовки по его дну - до узкой щели меж отвесных обрывов ещё несколько сотен метров, и проехать в принципе можно и их - но только если не жалко машины и времени:
Грот с рощицей же мы оставили напоследок. Я видел подобные места на фотографиях, например источника Тамшалы по дороге к Жигылгану или кишащего черепахами озера Саура близ побережья между Актау и Фортом-Шевченко, но Капам даже заочно казался зрелищнее них. Роща притаилась в боковом ущелье каньона, ныряющем под грот как старинная улица в ворота замыкающего дома:
В потолке грота есть небольшое "окно" - естественная лейка, собирающая воду дождей и талых снегов с окрестных склонов:
Она и даёт жизнь этим деревьям:
Всё же довольно чахлым в недостатке солнца:
И интересно, что случится раньше - одно из них прорастёт сквозь окно, или же обрушится свод?
И лично для меня эта роща под каменным небом стала сильнейшим впечатлением мангышлакской природы, более ярким, чем Жигылган, Босжира, Сенек-пески или чинки Огланды.