Найти в Дзене

Как и кому решать конфликты в танцевальной паре: мнение эксперта

Оглавление

Коллега или начальник, друг или партнёр — вряд ли кто-то из нас может похвастаться рабочими или личными отношениями, в которых нет места столкновению интересов. Сложно представить, что в мире существуют хотя бы два человека, мнение которых на 100% совпадает по всем вопросам от политики до бытового уклада жизни. Тогда почему мы ждём такого взаимопонимания от детей?

Тренер Детской Академии Танца «Фиеста», Алеся Николаевна Жданович, делится опытом безболезненного решения конфликтов. В статье вы найдёте ответы на вопросы: кто должен решать спор, когда пора вмешаться взрослым и какая роль в конфликте отведена тренеру и родителям.

Конфликты в паре — в порядке вещей

Первое и главное, что нужно понять родителям: как и в любых отношениях между людьми, конфликты в танцевальной паре — это нормально. Межличностные отношения танцоров ничем не отличаются от взаимоотношений двух друзей. При этом у детей ещё нет опыта урегулирования конфликтов: они только учатся взаимодействовать друг с другом. Поэтому не стоит при первой же стычке экстренно искать нового партнёра. По опыту, почти все конфликты мирно решаемы.

Разногласия рано или поздно неизбежны в любой танцевальной паре просто потому, что все дети разные: каждый со своим мнением, характером и чувствами. Можно сказать, что любой ребёнок — это неповторимая, объёмная фигура со множеством граней. Одна грань — одна черта характера. И эти грани двух маленьких людей, двух личностей не всегда совпадают. Но любые препятствия можно рассматривать как проблему, а можно как возможность. Конфликты в танцевальной паре — это возможность для ребёнка научиться взаимодействовать с другими людьми ещё в раннем возрасте.

Дети учатся решать конфликты самостоятельно

В 90­­% случаев конфликты в паре до простого банальны. Например, кто из партнёров пошёл не в ту сторону, кто кому наступил на ногу или кто виноват, что пара не вступила вовремя. Особенно обстановка в коллективе накаляется при подготовке к соревнованиям, когда танцоры находятся в стрессовом состоянии. И детям, и родителям важно помнить, что такие конфликты — не повод расставаться. Иначе танцор так и будет менять партнёров от соревнования к соревнованию.

Читайте «Как спорт помогает бороться со стрессом»

Очень важно, чтобы простые конфликты танцоры учились решать самостоятельно. Это тоже элемент взросления и важный навык коммуникации во взрослой жизни: с коллегой, преподавателем или партнёром. Чем больше разногласий ребёнку удастся преодолеть мирно, тем больше схем для урегулирования конфликтов будет у него в копилке. Каждый конфликт — это социальный опыт.

Если у детей возникли разногласия на профессиональной почве, они идут за советом к тренеру. Например, танцоры по-разному исполняют одни и те же шаги, и возник спор, кто же танцует правильно. Всё, что касается танцев, компетенция педагога.

На тренировках мы обучаем не только технике и умению слышать музыку, но и навыкам коммуникации. Очень важно, чтобы дети не стремились решить «кто прав», а понимали, что каждое выяснение отношений тормозит их профессиональное развитие. Мы объясняем детям, как важно для достижений общей цели слышать партнёра и уметь договариваться. Если на паркете что-то пошло не так: не вступили вовремя, не туда пошли, — виноваты оба танцора независимо от того, кто допустил ошибку. Мысль, что бальные танцы — это командная работа, звучит лейтмотивом на каждой тренировке и подготовке к турниру.

Читайте «Почему в бальных танцах не важны медали»

Тренер — посредник в переговорах

Если дети не могут самостоятельно прийти к консенсусу, конфликт затянулся или одна из сторон перешла грани дозволенного, посредником в переговорах выступает только тренер. Он тот человек, который может посмотреть ситуацию со стороны, оценить конфликт объективно и, как бы он не относился к ученикам, абстрагироваться от личных эмоций. Тренер не участвует в конфликте, а будто бы смотрит фильм с учениками в главной роли.

Кажется, что мы учим детей только технике: как тянуть носок или разгибать колено в танце. Но помогать танцорам договариваться, находить компромиссы, учить преодолевать трудности — тоже задача тренера. Поэтому педагог — ещё и хороший психолог. На занятия приходят разные дети: одни сразу спокойные, готовые слушать, другие поначалу отвлекаются и ведут себя вызывающе. Именно тренер создаёт общую атмосферу в коллективе и примиряет всех детей.

Конечно, не всё зависит от педагога, но тренер — хороший переговорщик ещё и потому, что ему важно не найти правых и виноватых, а урегулировать конфликт. Он заинтересован в спортивных результатах учеников, которые напрямую зависят от того, насколько слаженно работает команда. Какие бы подготовленные не были танцоры, склоки внутри коллектива сведут на нет все достижения.

-2

Родители не вмешиваются в конфликт

Самое главное правило — родители не участвуют в переговорах. Каждый родитель — заинтересованное лицо. Мамы и папы изначально субъективны, потому что любят своего ребёнка и переживают за него больше, чем за пару в целом. Например, приходит ребёнок после тренировки, плачет, жалуется на партнёра. Первое желание родителя — защитить своего ребёнка и наказать обидчика не разбираясь в ситуации. Это абсолютно нормальная и естественная реакция на негативные эмоции ребёнка, но она импульсивная и субъективная.

Кроме того, будем честными: дети с неохотой слушают родителей. Даже если мама рассудит ситуацию объективно, в ответ услышит: «Ай, мама, ну что ты говоришь». Но тренер — это не родитель. Это авторитет, кумир, на которого ребёнок равняется. Если, конечно, родители умышленно или неосознанно не разрушили уважительное отношение к тренеру.

Читайте «7 советов родителям, которые решили отдать ребёнка в спорт»

Важные роли родителей в конфликте

Информатор. Бывают ситуации, когда тренер не в курсе конфликта: отвлёкся на других танцоров на тренировке или ученик не сказал, что его обидели. В таком случае обязательно сообщите педагогу о ситуации и попросите поговорить с детьми. Это гораздо эффективнее, чем пытаться решать конфликт самостоятельно или с родителями партнёра.

-3

Духовный гуру. Родители не могут участвовать в конфликте, но могут помочь его предотвратить. Если ребёнок жалуется на партнёра, очень важно, чтобы мамы и папы не принимали его сторону, а объясняли: у каждого человека есть своё мнение, и, если оно отличается от твоего, это нормально. Попробуйте не встревать в конфликт, а подтолкнуть ребёнка к попытке выслушать и понять партнёра. На тренировках мы делаем всё возможное, чтобы дети избегали конфликтов, а за пределами именно родители могут научить детей быть толерантными и терпимыми к чужому мнению.