Найти в Дзене
Психопедагогика

Мнимый синдром отличницы. Случай из практики.

Синдром отличницы (отличника, перфекциониста) – это убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат работы не имеет права на существование. Иными словами, это желание все сделать идеально, непринятие собственных ошибок и недочетов, излишне высокая требовательность к себе. Такое интересное название синдром получил в честь самых частых своих носителей – отличниц средней школы, исполнительных и ответственных, достигающих любой поставленной цели иногда слишком высокой ценой, способных корпеть над учебниками днями и ночами для достижения идеального результата. Опасность данного синдрома заключается в том, что он не оставляет своего владельца на протяжении всей жизни, вынуждая делать идеально все, за что он берется, будь то уборка или служебные обязанности. На приеме мама с дочкой-подростком. Обе одеты строго, по-деловому, волосы собраны, обувь начищена (а на дворе – весенняя распутица). Сидят ровно, держат осанку и лицо. Мама рассказывает спокойно и обстояте
Оглавление

Синдром отличницы (отличника, перфекциониста) – это убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, а несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Иными словами, это желание все сделать идеально, непринятие собственных ошибок и недочетов, излишне высокая требовательность к себе.
Такое интересное название синдром получил в честь самых частых своих носителей – отличниц средней школы, исполнительных и ответственных, достигающих любой поставленной цели иногда слишком высокой ценой, способных корпеть над учебниками днями и ночами для достижения идеального результата.
Опасность данного синдрома заключается в том, что он не оставляет своего владельца на протяжении всей жизни, вынуждая делать идеально все, за что он берется, будь то уборка или служебные обязанности.

На приеме мама с дочкой-подростком. Обе одеты строго, по-деловому, волосы собраны, обувь начищена (а на дворе – весенняя распутица). Сидят ровно, держат осанку и лицо.

Мама рассказывает спокойно и обстоятельно:

- У дочери – синдром отличницы.

Девочка ходит в седьмой класс, долго сидит за уроками, переживает за отметки, не может уснуть перед проверочными работами, и даже часто отказывается посещать школу, ссылаясь на плохое самочувствие.

Параллельно мама рассказывает о себе и семье. Они с мужем занимаются наукой и оба чрезвычайно успешны в своей профессии, имениты и признаны. Глядя на дочь, мама вспоминает себя в школе: она тоже хотела быть лучшей, тоже зубрила до запятой, так же проводила ночи за учебниками. Но вот у дочери синдром отличницы вышел за все мыслимые рамки и уже мешает жить и ей, и всей семье.

Предлагаю девушке пройти диагностику. Соглашается с видимой неохотой.

Личность вырисовывается амбициозная, с высокой самооценкой, положительным восприятием себя, уверенностью в собственной уникальности и важности.

Исследую психические процессы. Над всеми заданиями сидит долго, отвечает чуть слышно. Восприятие – норма, память зрительная – средненько, память слуховая – слабенько. Задания вроде «четвертый лишний» и «продолжи аналогию» не выполняет, хоть и очень старается. Логические задачи не решает (но опять старается!). Мама при этом спокойно и уверенно сидит рядом и не очень вникает в смысл диагностики.

- Марианна, что вы сейчас проходите по географии?
Долго вспоминает, отвечает максимально неконкретно.
- Назови мне все материки и океаны, какие есть.
Марианна испуганно хлопает ресницами, молчит, мычит, путается.
- Почему ты не можешь ответить?
- Учительница плохо объясняет, я не понимаю.

Смотрю на маму девочки, думаю, с чего начать разговор, но она меня опережает:

- Марианна у нас такая необыкновенная! Она очень одаренный ребенок! Она в четыре года сама научилась читать, а в шесть знала наизусть «Евгения Онегина». К первому классу уже решала примеры с двузначными числами. Все ее очень хвалят. Может, ей не хватает уверенности в себе?

Передо мной несомненно умная и во всех смыслах достойная женщина. Конечно, она справедливо ждет от дочери выдающихся успехов и блестящего будущего, потому что известно: «яблоки от яблони не далеко падают». Мама даже нашла самое красивое из всех возможных объяснение происходящему: «синдром отличницы». Но до отличницы Марианне далеко.

Марианна не пытается выучить идеально, она пытается хоть что-то хоть как-то выучить. Она сидит над учебниками ночами не потому, что стремится к совершенству, а потому что учение дается ей с трудом, и требует больше времени и усилий, чем от остальных. Она справедливо боится проверочных работ и заслуженно не хочет идти в школу. Но из всех присутствующих в кабинете это понимаю только я. Ведь Марианна уверенна в собственной одаренности, и это мешает ей сделать первый шаг на пути к решению проблемы: признать наличие трудностей и просить помощи.

Мы бы не стали писать об этом случае, если бы он был единичным. С феноменом «мнимой отличницы» психологи встречаются регулярно. Ведь «отличница» - это звучит гордо, а «неуспевающая ученица» - совсем по-другому. Подменять одно понятие другим – одна из сторон родительской любви, слепой в своем обожании, и этим страшной.

__________________________________________

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

! Читайте: