От первоначальных рудников Нерчинских рудников остались, помимо Нерчинского Завода, Газимурский Завод и Александровский Завод - все три теперь теперь райцентры у дорог на Нерчинск и Борзю соответственно.
Самый молодой в Нерчинском горном округе, Талманский сереброплавильный завод был основан в 1792 году, и лишь в 1825, пройдя переоборудование с серебра на свинец стал Александровским. Руду для него добывали на Акатуйском месторождении, а потому и именитых каторжан Алекзавод повидал немало. С закрытием завода в 1863 году здесь остались мастерские, снабжавшие кузнечными и литейными изделиями весь уезд.
Нынешний Алекзавод - типичный для Забайкалья маленький серый райцентр (2,3 тыс. жителей) посреди степи, где примечателен дом-музей Чернышевского, в котором писатель жил в 1867-68 годах. С дороги, его, конечно, не видать, поэтому самым примечательным объектом Алекзавода для меня стала мощная насыпь, которую не любая монгольская орда отважилась бы брать штурмом:
Это - памятник уже новой, постсоветской попытки оживить Нерчинские рудники: частная железная дорога, ведущая в ГазЗавод от станции Нарын на окраине Борзи. Первоначальная стройка, начатая в 2008 году, должна была выйти в Лугокан восточнее Сретенска, но затем планы поменялись, и линию укоротили с 294 до 226км.
Она была проложена в 2010-12 годах, затем брошена, и повторно открыта в 2015-м. Теперь железная дорога работает достаточно активно... вот только не стоит искать на ней вокзалов и расписаний поездов - это не более чем подъездной путь пущенного в 2014 году Быстринского ГОКа, добывающего медь, магнетиты и золото. Пассажиров здесь не ждут.