Найти тему
Анатолий Медведев

"Не смотрите наверх" - плохое кино?

Посмотрел на днях "Не смотрите наверх". Мне активно его пиарили, говорили, что очень годно, и я не устоял. Какое-то время размышлял - писать ли об этом вообще или не писать. Ибо как кино оно меня не впечатлило совсем, и писать об этом, как о произведении искусства, смысла никакого нет. Понятно, что этот фильм - социальный манифест, однако кино - это область историй, и если история рассказана плохо, то и сам манифест звучит так себе.

Но обо всем по порядку.

Этот фильм примечателен потому, что и по качеству исполнения, и нарративно, и по касту, да вообще по всему - сам является частью проблемы, которую освещает. Можно было бы сказать, что это такая мета-отсылка, но что-то мне подсказывает, что для подобного необходимо быть гением, что, может быть, и присуще авторам этого фильма, но в чем лично я сомневаюсь.

Начнем с качества. Оно очень слабое. Большая часть конфликтов совершенно плоская, образы персонажей выглядят недоделанными или излишне карикатурными, арки персонажей максимально предсказуемые, как и весь сюжет. То есть проблема, которую отчасти освещает фильм, а именно присутствие совершенно некомпетентных людей во всех слоях общества, в какой-то мере касается и авторов этого фильма. С другой стороны можно отметить, что в фильме присутствует не мало действительно забавных моментов, а актеры все-таки свое дело знают.

И удивительно - актеры, не смотря на профессионализм продолжают делать этот фильм лакмусовой бумажкой, а не революционным манифестом. Нам показывают целую россыпь звезд первой величины. В главных ролях Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Кейт Бланшет в эпизоде появляется Рон Перлман и Ариана Гранде. Зачем они все здесь? Ведь они не нужны повествованию, и на их роли можно было взять любых людей умеющих играть, коих уж где-где, а в США более чем достаточно. Во-первых это сократило бы бюджет, и позволило бы сосредоточиться не на звездных персонажах, каждый из которых тянет одеяло на себя, а на сюжете, на идее. Но здесь фильм, критикуя современное общество за то, что оно прикрывается красивыми и приятными лицами от реальных проблем, сам делает то же самое. Фильм ищет не возможности сказать о проблеме, а возможности продать людям картинку этой проблемы, которую все и так видят.

Теперь о концептуальном. Фильм как бы не специально показывает нам две идеи. Первая закрепляет за независимыми учеными статус "жрецов". То есть они не ошибаются, их расчеты абсолютно верны, и только "злое", "плохое" общество и его глупые недальновидные руководители не позволяют решить им проблемы человечества. Однако будь фильм последовательным, эти ученые должны быть не более компетентны, чем все остальные. Вторая идея - это абсолютное величие США. Присмотритесь, весь объединенный мир не сумел даже запустить ракеты в сторону кометы, в то время как одни-единственные американцы не сделали этого из-за жадности и желания и далее быть "гегемоном". Однако, критикуя США за жадность и глупость, авторы фильма как бы показывают, что Америка - это единственная страна, которая хоть что-то может. И они не понимают, что именно подобные представления и привели их страну к той ситуации, в которой она сейчас оказалась, и которая подвергается этой справедливой критике.

Более того, если посмотреть на образ президента, то можно легко узнать в персонаже Мерил Стрип Дональда Трампа. И весь юмор заключается в том, что через образ президента, который хотел "сделать Америку снова великой" с помощью понятных практических шагов, например, возвращения на территорию Америки промышленного производства, они критикуют нынешнюю администрацию, которая планомерно разрушает все то, благодаря чему Америка и стала тем, чем она на данный момент является. И это еще больше обнажает полное непонимание авторами этого фильма того, что в действительности происходит.

Еще одна проблема фильма, ввиду выше озвученного: этот фильм не способен сам предложить какую-то конкретную идею выхода из сложившейся ситуации. То есть единственный достойный выход - это смириться с тем, что смерть человечества неизбежна и лучше не сопротивляться. При подобном нарративе этот фильм кто угодно может использовать как иллюстрацию своих мыслей. Левые будут критиковать правых, консерваторы - либералов, традиционалисты - ЛГБТ-повестку, и наоборот. Потому что, если в случае с кометой все как бы очевидно, то в случае с политическими убеждениями - нет, и каждый уверен, что вот только он и люди его взглядов и видят тот самый неминуемый конец. Так что даже как сатира этот фильм, по большому счету, не имеет какого-то особого смысла.

Итог, - этот фильм интересен как явление своего времени, но ни в коем случае не как кино или социальный манифест. Это явление в культуре, которое можно обсуждать, но ни в коем случае не шедевр, который захочется посмотреть дважды.