Найти тему

Каким он был — таким ли и останется?

На минувшей неделе мы простились с Владимиром Вольфовичем Жириновским — ярчайшим представителем политического олимпа последних десятилетий. Каким запомнился этот человек нам, жителям Абакана? Давайте вспомним сегодня.

Лето 2003 года в Хакасии выдалось ненастным. Как писали мы тогда в газетах — сирое и убогое. Под стать ему была и политическая жизнь в республике: ни тебе скандалов, ни громких заявлений. Ибо все политические потряхивания ждали своего часа в недалеком будущем. Лето словно затаилось накануне будущих громких политических скандалов, которые будут потрясать республику в оставшиеся пять лет губернаторства Алексея Лебедя.

Но вдруг эту провинциальную политическую спячку резко прервал стук колес «бронепоезда», на котором в тихий и уютный Абакан приехал самый главный либерал-демократ страны — Владимир Жириновский! В тот год политик объезжал страну на поезде в рамках своего предвыборного турне.

Ступил на землю Абакана Владимир Вольфович в понедельник, 18 августа. И несмотря на рабочий день, охочие до развлечений горожане начали собираться на площади перед Домом правительства с самого раннего утра. Туда, где перед ними должен был выступить Владимир Вольфович, они шли как на работу. К восьми! Стремясь занять самые удобные места перед главной сценической площадкой представления — КамАЗом, из которого сделали сцену для выступления Жириновского.

Но вышел к народу политический тяжеловес лишь в начале десятого. Многие в тот день получили выговоры по основному месту работы за опоздания. Несколько лет спустя возмещать моральный ущерб гражданам Владимир Вольфович будет раздачей купюр. Но тогда до этого политтехнологи партии еще не додумались.

Без малого 19 лет прошло с того события. Но давайте же вспомним, о чем говорилось тогда, и как это проецируется теперь на наше настоящее.

И вообще — проецируется ли?

Речь свою защитник «бедных русских» начал с вопросов филологии. Как тогда узнали абаканцы, ему совсем было не по нраву, как называют тех, кто заседает в Государственной думе. Владимир Вольфович был уверен, что так как депутат — слово не русское, то многие просто не понимают его настоящего значения. Депутаты в нашей стране, по его твердому убеждению, должны называться представителями, а еще лучше — посланниками, «потому что народ их послал».

Потрясающее откровение не смутило граждан! Да и что еще скажешь, коли подмечено верно, ведь народ наш их постоянно посылает, да вот беда, уходят они все больше не по адресу.

Далее в своей пламенной речи на главной площади Хакасии главный либерал и демократ России остановился на бедах русского народа, которые он, по его собственному признанию, знает «лучше всех». Собственно, и почти два десятилетия спустя они у нас все те же.

«Отсутствие рабочих мест, низкие зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, дорогое лечение, учеба, армия, судебные дела, незаконные мигранты, рост цен, плохая экология, жилье, у кого-то телефона давно нет, где-то газ не подключили, где-то мост не построили, где-то стадион уже не функционирует, где-то нет домов культуры», — открывал глаза на грустную российскую действительность федеральный политик.

Впрочем, несмотря на столь объемный черный список, некоторое время спустя выяснилось, что для хорошей жизни у нас есть все: «И огромная территория, и промышленный потенциал, и научный, и прекрасный народ».

Главная же беда в том, что у нас не умеют народом управлять. Разучились со времен советской власти, когда намеренно перестали учитывать, что «в основе России — русский народ». «Много других — 130: и хакасы, и ненцы, и долганы, и якуты — перечислять нельзя, потому что кто-то обидится, скажет: а вот наш народ не назвали. [...] Русским себя может считать любой».

По мнению Владимира Вольфовича, это не национальность.

«Нас так назвали шведы, завоеватели самые первые — викинги. Мы жили с вами в Восточной Европе, они с Севера шли, вдруг видят: какие-то белоголовые. На шведском, на немецком языке, на итальянском — “россо”, россо — даже вино есть итальянское — белое, светлое...» Далее последовала секундная заминка, после чего господина Жириновского озарило: «Вот — светлоголовые!»

Так на абаканской земле в 2003 году было сделано грандиозное историческое открытие, согласно которому русский народ получил свое название от итальянского вина. И не беда, что розового (россо), оно ведь, в конце концов, не красное!

Исторический ликбез с кузова КамАЗа продолжался довольно долго. Досталось всем: коммунистам, демократам, олигархам, немцам, китайцам, американцам. Порой господина Жириновского откровенно заносило.

Цитата. «Сталин через НКВД, ГПУ и ЧК уничтожил всех участников Октябрьского переворота, все были расстреляны. И правильно сделал! Теперь нужно заняться демократами-реформаторами. Они уже сами себя отстреливают: Старовойтова, Юшенков, Глаголев. Или просто умирают от ненависти: Щекочихин, Сахаров, жена Горбачева и так далее».

Все это можно было бы просто списать на экспрессивность политика, но в присутствии сотен людей, а также руководителей республики из уст вице-спикера Государственной думы это выглядело по-настоящему грубым оскорблением, за что простые люди очень часто попадают в КПЗ. Но на Владимира Вольфовича это не распространялось.

Покончив на площади с нашим темным прошлым, господин Жириновский стал обрисовывать абаканцам радужные перспективы нашего светлого будущего. Стоит ли говорить, что возможно оно было только в том случае, если у власти оказалась бы возглавляемая им партия и лично он. Вот лишь некоторые августовские тезисы лидера ЛДПР.

Президента быть в России не должно, не наше слово. В России должен быть Верховный правитель.

Полномочия Верховного правителя — не четыре года (американская норма), а как минимум семь лет.

Из 89 субъектов Российской Федерации сформировать 15–20, и не по национальному признаку, а по сугубо территориальному.

Губернаторов и глав местных администраций не выбирать, а назначать.

Все партии в стране распустить и оставить только две: ЛДПР, «а вторую пускай Кремль обозначит».

Минимальную зарплату в стране установить в размере пяти тысяч, минимальную пенсию — в три тысячи, детские пособия — в две тысячи рублей.

В вузы принимать без экзаменов, в армию призывать только добровольцев.

Цены на проезд понизить в пять раз. Вместе с ними снизить цены на электричество.

Это лишь малая часть той популистской «клюквы», которую щедро бросал в ряды благодарных слушателей Владимир Вольфович. Для полного набора не хватило малого, а именно того, что однажды уже обещал господин Жириновский своим почитателям: каждой бабе — по мужику, каждому мужику — по бутылке водки, а национальной гордости великороссов — возможность помыть кирзовые сапоги в Индийском океане.

В принципе, все это и тогда, и сегодня можно было бы списать на яркое политическое шоу. Но! Уже тогда имелось негласное понимание того, что именно через ЛДПР Кремль озвучивает то, что на самом деле хотел бы видеть в стране, так сказать прощупывает ситуацию. В этом, пожалуй, и была истинная причина потрясающей неуязвимости и непотопляемости либерально-демократического вождя и полного карт-бланша на любые действия, поступки и высказывания.

Тогда, летом 2003 года, я написал, что, если проанализировать выступление господина Жириновского на площади в Абакане, с большой долей вероятности можно обозначить то, что ждет нас в обозримом будущем.

Первое. Продление срока президентских полномочий.

Второе. Укрупнение регионов.

Третье. Отмена выборов глав регионов и местных администраций.

С той или иной долей допущения это и случилось. Причем довольно быстро.

Кстати, больше всех тогда в Абакане от Жириновского досталось коммунистам — в лице Зюганова и демократам — в лице Явлинского, а также олигархам — в лице Березовского и Ходорковского. Ни о ком другом больше и речи не было. При этом Владимир Вольфович не вспомнил своего заклятого друга Немцова и его СПС, не упомянул «во всем виноватого» (по мнению большинства) Чубайса.

Но это ведь был август 2003 года! Политическая Россия 20 лет назад и политическая Россия сегодня — две большие разницы. И тогда у либерал-демократов, которые любили называть себя единственной по-настоящему оппозиционной партией, на выборах была одна задача — забрать как можно больше голосов у «Яблока» и коммунистов, обеспечив тем самым оглушительную победу партии власти. И тогда это у них получилось.

Была ли в том действительно заслуга Владимира Вольфовича?

Да бог его знает. Точно лишь одно — господин Жириновский обладал какой-то фантастической политической чуйкой. Удивительное свойство — предчувствовать события.

Или предугадывать их.

А может, просто имел хороший источник информации.

Что это было на самом деле, возможно, мы когда-нибудь и узнаем с той или иной степенью достоверности.

Но в памяти господин Жириновский все-таки останется таким, каким он хотел, чтобы его видели.

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников