Найти в Дзене

Почему мировая художественная литература – ошибка выжившего

Оглавление

Начну с истории.

Довольно долго на одном портале я читал автора, который писал безумно проникновенные стихи и рассказы.
Меня сложно впечатлить, но после некоторых реально чуть не рыдаешь. Настолько тонко, с пониманием глубин человеческой души, проникновенно и живо они были написаны – что физически начинаешь чувствовать боль и другие эмоции героев.

Периодически в постах проскакивали и отрывки биографии автора. Не знаю даже город, но было очевидно, что это тяжелая, депрессивная, полная нищеты и испытаний жизнь ещё молодого, около 30-ти, парня.

Однажды он пропал.

Неделю не пишет, месяц. Я специально заходил проверял новые посты, волноваться даже начал. Это при том, что я абсолютно равнодушно отношусь к любого вида поэзии (ну кроме "Анчара" Пушкина:)

И вдруг пост. Передаю смысл:
"Здрасьте, простите что пропал, у меня всё хорошо.
Влюбился, это взаимно, поменял работу на интересную, денег теперь тоже хватает. Писать больше не могу себя заставить – не получается, когда всё хорошо. Очень хочу хоть одну рифму придумать – ничего не приходит в голову. Как только в жизни стало всё ок – вот такая фигня с моей поэзией".

Об этом не говорят в школах, а надо бы

Лично я называю это "внутренняя пробоина". По-научному, наверно, "психологическая травма".

Если бы у Ремарка жена не болела туберкулезом – вряд ли бы мы увидели такие мрачные, как нарывающая рана, истории про хороших героев, умирающих в финале от чахотки.
Автор бы просто не смог их написать, прочувствовать, представить.

-2

Боль, страх, биполярка, тяжелая жизненная ситуация, травмы детства, война, болезни и психические расстройства – двигатели художественной литературы.

Только человек с душевной пробоиной, которого бросило 20 женщин подряд – может написать настоящий шедевр про любовь:) У всех остальных будет история в стиле: "жил-был мальчик, у него всё было хорошо, потом он вырос, и у него по-прежнему всё хорошо. Конец")

Мораль

Она не в том, что с мировой литературой что-то не так. Просто читая классику – важно помнить, что та картина мира, которую через неё можно сформировать – это картина мира "тяжелых" во многих смыслах людей. Со сложными биографиями, отношениями с собой и окружающими, часто ранимой и не совсем обычной/привычной нам душевной организацией.

Диалоги, ценности героев, мотивы поступков – это всё взгляд на мир этих, не совсем похожих на нас людей. Поэтому и копировать их 1 в 1, опираться в жизни или прививать детям – надо с некоторой оговоркой.

С теми, кто по-настоящему счастлив, позитивен, смотрит на мир через призму человека, идущего по жизни легко – можно поговорить только вживую. Они если и пишут романы – то только д*рьмовые.

P.S. этот текст не касается нон-фикшн и подобной литературы. Её можно писать не "из-за душевной тоски", а ради денег/маркетинга/влияния и т.д. Поэтому там авторы встречаются самые разные.

-3