Степной юг Забайкальского края напоминает своей структурой Дон или Кубань - гнездовая сеть селений и связующая их паутина дорог. С той разницей, что сёла здесь меньше, расстояния - больше, рельеф сложнее, а на дорогах как правило даже асфальта нет. Сеть превращается в лабиринт: по карте пункт А с пунктом Б соединяет 5 маршрутов, но не убить подвеску или поймать попутку можно лишь одним из них.
Лучшая подсказка - маршруты автобусов, а вот как транспорт автобусы имеют тот недостаток, что билет на них можно оплатить только на весь маршрут от Читы до конечного пункта. Добавьте сюда ещё и общую угрюмость забайкальцев, настороженное отношение к чужакам и убеждённость, что в такие края забираются или не по доброй воле, и со злыми намерениями - и можете представить, какой нетривиальной задачей становится забраться в эту глушь.
Особенно когда к постоянным сложностям стихия подбрасывает временные: основной путь в НерЗавод - через Нерчинск и показанное в Калинино с его руинами 300-летней церкви, у которых по изначальному плану мы с Петром должны были поймать автобус из Читы. Но ещё в Сковородино меня накрыл мощный ливень, не прекращавшийся почти сутки, а в Сретенске мне позвонил знакомый из Читы да предупредил, что притоки Шилки вышли из берегов, размыв дороги и сорвав с опор мосты, на восстановление которых уйдут ещё недели.
Пришлось заходить с другой стороны: из Нерчинска мы уехали в Читу, а оттуда поездом в Приаргунск у китайской границы. Однако на стоявший у платформы прямой нер-заводский автобус мы не попали из-за решивших чуть-чуть повыносить нам мозги пограничников.
Второй наряд, который мы встретили уже в центре Приаргунска, оказался доброжелательнее, но при слове "Нерзавод" у камуфляжных мужиков мгновенно потемнели лица. Уже на выезде пограничники догнали нас в третий раз, вручив бумажку с телефонами прокурорских чинов Нерчинско-Заводского района да предупредив, что "Там люди реально опасные...".
Автостопом по диким степям Забайкалья мы продирались натурально весь день, с тремя 2-3-часовыми зависами у обочин, где даже воды не попить. Машины ехали мимо, некоторые останавливались поговорить, но в благонадёжности нашей водители не убеждались, и мы продолжали стоять.
Особенно охотно разговаривали с нами те, кому ехать до соседней деревни - вероятно, потому, что их такой контакт ни к чему не обязывал, а вот интерес к непонятным гостям разбирал. Гураны не сговариваясь выработали консенсус относительно нашей сущности - на жуликов, браконьеров, старателей или сектантов не похожи, на этих-самых тем более, туристы здесь не ходят, а значит остаётся только один вариант: мы - чёрные копатели.
Те же, кто подвозили нас, напротив, проявляли редкое дружелюбие: ведь по каким-то своим причинам они были настроены к нам хорошо изначально. И кто только нас не подвозил! Местный "смотрящий" во главе растянувшийся колонны трёх джипов, оказавшийся и неплохим краеведом. Опер, ехавший в какую-то деревню "на труп". Двое золотарей, решивших с прииска смотаться в посёлок, и один нарвал в поле цветов, а другой поделился лайфхаком, что нерзаводские девушки отдаются за бутылку пива. 40 километров мы и вовсе проехали в кузове "зила", водитель которого сделал ради нас небольшой крюк.
Так мы добрались до села Ивановка, куда сходятся с разных сторон дороги в Нерчинский Завод.
На кадре выше обратите внимание на указатель - район старых рудников выдают стоящие треугольником на дорогах к Нерчинску и Борзе посёлки с характерными названиями - Нерчинский, Газимурский и Александровский Заводы, "для своих" соответственно Нерзавод, Газзавод и Алекзавод.
Сама Ивановка - деревня в одну улицу (390 жит.), вытянутая вдоль соединившейся дороги. Первыми жителями её в 1747 году стали горнозаводские крестьяне и мастеровые Нововоскресенского рудника, и кажется, пара курных изб с брёвнами под конёк уцелели тут с той эпохи:
От Ивановки до Нерзавода - всего 12 километров под гору. У дороги - руины крупнейшего в старые времена Воздвиженского рудника, основанного в 1746 году и сто лет спустя дававшего в Нерчинском округе почти четверть добычи. С 1951 года на нём уже советская шахта добывала полиметаллическую руду, но она закрылась в 1993-м, а в 2001 расселили и стоявший вокруг неё посёлок.
Впереди уже видна нависающая над Нерзаводом двугорбая гора Крестовка (768м).