Карикатура Ивана Малютина «История одного плевка», опубликованная 2 июля 1922 года, подписана стихотворением:
На дуб—чуть не сорвался! —
Влез Мартов меньшевик,
И вот какой раздался
С зеленой ветки крик:
— «Совдеп! Как это грубо!
Какой дурной пример!
Плевать хочу я с дуба
На Р.С.Ф.С.Р!».
И, вытянувши выю,
Он грозно стал кричать:
— «На Красную Россию
Плевать, плевать, плевать!!!»
Пришлось, однако, туго:
К России путь—далек!
Увы, попал на друга,
Тот мартовский плевок!..
Юмор простой и непритязательный, как мешок цемента, и вряд ли нуждается в долгих объяснениях. Тем более, что про эмигрировавшего в 1920 году видного меньшевика Мартова я уже писал.
Единственное, что стоит объяснить – кто же этот пострадавший «друг», подписанный на карикатуре Абрамовичем.
Рафаил Абрамович Абрамович на самом деле не Абрамович – при рождении он носил фамилию Рейн.
Но если Мартов, урожденный Цедербаум, свое еврейство псевдонимом приглушал, то Рейн-Абрамович, напротив – подчеркивал. И немудрено – своей национальностью этот купеческий сын из Даугавпилса всегда гордился, партийную карьеру начал в Бунде, марксисткой партии, объединяющей исключительно евреев, одном из руководителей которой он оставался всю жизнь.
За вступление в Бунд, кстати, молодой студент был исключен из Рижского Политехнического Института. Дальше у Рафаила Абрамовича была типичная биография профессионального революционера. Эмиграция, завершение образования в бельгийском Льеже, вхождение в ЦК Бунда, возвращение в Россию для нелегальной работы, арест, заключение, вновь эмиграция, съезды, дискуссии, арест, ссылка, эмиграция…
Февральская революция, пломбированный вагон, Петроград, редакторство в бундистской петроградской газете «Ди арбетер штиме» («Голос рабочего»), партийные дискуссии, Октябрь, окончательное размежевание с большевиками, оформленное изящной фразой:
«…Если мы, меньшевики, только придем к вам, коммунистам, чтобы совместно с вами работать и, ни о чем не рассуждая, будем вам только слепо помогать, заткнув нос, чтобы плохо не пахло, пользы от этого не будет».
В 1920 вместе с Мартовым выехал за границу. Но если Мартов скончался, не прожив на чужбине и трех лет, то Абрамович жил долго – сначала в Германии, откуда он после прихода нацистов к власти в 1933-м выехал во Францию, а после ее захвата Гитлером бежал в США.
Был одним из активнейших участников мирового социалистического движения. 23 июня 1941 года, к его чести, заявил: «Наша партия, вот уже более 20 лет стоящая в непримиримой оппозиции к царящей в России террористической диктатуре компартии, и ни на минуту не меняющая и сейчас своего отношения к сталинскому режиму, тем не менее <…> становится на почву необходимости защиты нашей страны от гитлеровского нападения и опаснейшего врага человеческой цивилизации, подчиняя борьбу за ликвидацию сталинской деспотии верховным интересам войны».
Умер 11 апреля 1963 года на 83 году жизни в Нью-Йорке.
А тогда, в 1922, когда вышла карикатура про оплеванного друга, Мартов и Абрамович часто воспринимались как единое двучленное целое. Как Орест и Пилат, как Ильф и Петров, как Допа и Гепа.
Аркадий Аверченко, которого я тоже уже вспоминал, в эмиграции даже написал цикл коротких рассказов «Мартов и Абрамович»:
Существуют на свете два молодых человека — прекрасных, как майское утро, и обаятельных, как принцы из волшебной сказки…
Это — Мартов и Абрамович.
Они — эсдеки.
Они издают газету «Социалистический Вестник».
И носятся слухи, что эту газету даже кто-то читает. Летом ее тираж больше, зимой меньше. Летом, как известно, разводятся мухи — этот бич населения.
И вот, если разложить на столе «Социалистический Вестник», он через час почернеет от дохлых мух.
Очень полезно.
Если же подойти к этой газете, как к материалу для чтения, то у читателя получается ощущение, какое, вероятно, бывает у голодной собаки, когда озорной мальчишка дает ей проглотить кусок сала, привязанный к крепкой бечевке, и потом начнет подергивать за другой конец бечевки.
Я полагаю, что собака в этом случае питает страстное желание вывернуться наизнанку, только чтобы избавиться от навязанного ей ощущения.
Те же эмоции испытывает и читатель, решивший проглотить одним духом соблазнительное издание Радика и Дудика — Мартова и Абрамовича.
Однажды я прочел в этой газете энергичный и трогательный протест против расстрелов, практикующихся советской властью.
Мартов и Абрамович категорически утверждали, что расстрел эсдеков - возмутительный произвол, и что эсдеков большевики расстреливать не имеют права.
О не-социалистах ничего не было сказано: значит, их расстреливать можно.
Протестовали и правые эсеры против расстрелов правых эсеров, и левые эсеры протестовали тоже — против расстрела левых эсеров.
Вышло как-то так, что меня — не эсдека и не эсера — может всякая каналья расстрелять, и ни эсдек, ни эсер даже не почешется.
Так как я человек беспартийный, то я собираюсь сузить этот принцип еще больше: меня зовут Аркадий, и я накатаю обращение ко всему миру с протестом против расстрела всех Аркадиев.
Раз человек носит поэтичное имя: Аркадий — не трожь его, скотина!
Расстреливай Геннадиев и Апполинариев, если уж так тебе приспичило.
Другие человеки тоже могут организоваться по своим отличительным признакам: брюнеты напишут протест против расстрела брюнетов, рыжие станут грудью за рыжих, косоглазые за косоглазых и привычные кретины за… Впрочем, последнего не надо. Уже сделано».
___________________
P.S. Радика и Дудика – это Радика и Дудика Нейк.
Знаменитые в конце XIX – начале XX веков сиамские близнецы из Индии, которых купил у родителей известный шоумен по прозвищу Капитан Колман (Captain Colman), и показывал в Европе в своих шоу.
Сросшиеся хрящами на грудине девочки впоследствии были разделены хирургическим путем.
________
Проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру из журнала "Крокодил" и коротко рассказывать про нее. Начну с 1920-х годов и буду понемногу складывать мозаику нашей истории столетней давности.
Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!
_____________
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Люди, принесшие холод - https://author.today/reader/27304/321021
А вы знали, что еще при Петре I и его наследниках южная граница России проходила по линии Саратова и Самары, а в районе Челябинска или Оренбурга русские поселились почти на столетие позже, чем на Камчатке? В этой книге рассказывается о том, почему так произошло. О том, как и почему Россия наконец-то начала расширяться к югу.
Первая серия знаменитой Большой Игры.
Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель», присуждаемой за лучшую научно-популярную книгу года.
Если вам понравится - я буду очень рад.