Найти тему
Дина Старовойтова

НЕМНОГО О ПЛАНАХ

В конце февраля я писала о том, что важно сейчас. На мой взгляд, с этим можно не соглашаться, важны две вещи:
- здоровье
- образование

Стараюсь придерживаться поставленных ориентиров. Мы с дочерью занимаемся здоровьем. Про нее писать не буду - это ее личное дело, про себя - взялась за зубы. Как в том анекдоте: мышки кололось, плакали, но продолжали жрать кактус. Значит кактус был или вкусный, или полезный. Зубы - это не вкусно, но точно дело полезное. Еще хожу в спортзал.

Образование. Долго думала, что выбрать. С дочерью вышла загвоздка, планы поступления в Тартуский университет в Эстонии, естественно, накрылись. По крайней мере пока. Что касается русского образования... конечно, вузы стараются держаться оптимистично, но я не очень верю в то, что замкнутая система в глобально связанном мире способна на эффективное функционирование. Более того, уже первые звоночки прилетают: закрываются программы, вводится контроль за тематикой научных работ (я писала об этой новости у себя в ТГ-канале), стремительно исчезают необходимые для научной работы инструменты. Сокращаются возможности доступа к научной информации (так, крупнейшие базы публикаций Clarivate и Elsevier сообщили о прекращении коммерческого сотрудничества с Россией). Из-за невозможности провести платежи из РФ российские ученые больше не могут оплатить взносы за АРС (article processing charge). Закрыта возможность размещения материалов в журналах открытого доступа (Open Access). Приостановлена индексация российских изданий в регистраторе Crossref.

Все это не может, ну ни при каких обстоятельствах, благоприятно сказаться на образовании. Если раньше я всегда говорила - образование только в ваших руках, то сейчас я готова ОРАТЬ об этом. Хотите, чтобы были перспективы, формируйте персональный образовательный трек. При чем, он не должен быть закапсулирован в пределах одной страны. Да, западная часть сейчас блокирована, но есть восток и, как минимум, знание иностранного языка возможность не рассчитывать только на локальное образование. Пока еще в вузах есть ученые, их хватит на ближайшие 10-20 лет. Что означает: при грамотном самопозиционировании, грамотно построенном треке, активности и инициативности (без этого никак, хоть убейся) - есть возможность получить качественное разнообразное образование. Важно уловить смысл: в вуз ребенок идет не столько за образованием (за ним, конечно, тоже, да, без сомнения, не падайте в обморок, да вуз для образования), СКОЛЬКО за кругом общения (и я не столько про студентов, сколько про научную среду), который даст возможность скорректировать индивидуальный образовательный трек и использовать все доступные возможности.

Отвлеклась. Вчера с дочерью обсудили корректировку. Сейчас она будет выбирать курсы по web-навыкам (ищет, сравнивает, на следующей неделе начнет заниматься). Я пошла учиться на курсы по теории привязанности.

В общем. Если вы питаете иллюзии, слушая убаюкивающие обещания, я бы, на вашем месте, немного встряхнулась. Возможно, все будет хорошо, но, даже в этом случае, индивидуальный образовательный трек точно не помешает. В лучших условиях его выполнять будет легче, в худших - будете знать, в каком направлении двигаетесь и что нужно корректировать.