Вы пришли домой после рабочего дня, поужинали, сели на диван и включили какой-нибудь фильм или сериал. Последнее о чем вы подумаете, это что там да и как кто снимал, сводил звук, монтировал и сочинял. Вы смотрите кино целиком и не должны отвлекаться на составные его части. Если это так, значит фильм сделан профессионально и качественно.
Самый главный элемент звукового ряда в кино - это голос. Он должен быть натуральным, соответствовать помещению, не бубнить и не бить по ушам яркими сибилянтами. Способов записи речи актеров в производстве кино всего 2:
- Чистовая запись
- Тонировка
Результат на выходе мы получаем, практически, одинаковый, но эти два способа имеют принципиально разные отличия.
Чистовая запись - производится непосредственно на съемочной площадке в процессе съемки сцен. Для этого Звукорежиссер использует 2 типа микрофонов: петли и бумы (пушки).
Петли прикрепляются непосредственно к телу актера или на его одежду, чтобы микрофон не был заметен в кадре.
А вот с бум микрофонами работают бум операторы или бумщики (профессиональный сленг). Если вы когда-нибудь видели ребят, стоящих с длинными палками, а на конце было закреплено что-то волосатое и длинное, то вот это как раз те самые специалисты бумщики.
Главный плюс этого способа, что на этапе постпродакшена мы уже имеем натуральный звук, он уже в нужном нам пространстве и там же записаны некоторые синхронные шумы, которые частенько помогают при сведении.
Но есть и минусы. Например в динамичных сценах, где актер носится по съемочному павильону или дерётся с антигероем, записать качественно звук с бума очень не простая задача. В таких случаях Звукорежиссер бракует дубль и приходится переписывать фрагмент снова, только в этот раз уже в студии. А это уже называется - тонировка.
Тонировка, простыми словами, это когда актёр переозвучивает сам себя, только уже в студии. Иногда актера в кадре могут переозвучивать другие актеры в студии.
Данный способ намного понятней и проще. Загнал актеров в студию, отписал каждого, отпустил и все готово. Но не все так просто.
Тонировка является одим из самых сложных элементов Озвучания у актеров, сложнее закадровой озвучки и даже дубляжа. На эту работу уходит колоссальное количество времени, т.к. актеру нужно повторить все в точности также, как он делал это на площадке и попасть себе же в смыкания и размыкается губ. Звукорежиссер тоже находится в постоянном контроле звуковой дорожки, чтобы запись была точно синхронизирована. Иногда все это усложняется ещё тем, что частенько для тонировки используют не 1 конденсаторный студийный микрофон, а те же самые петли и бумы, которыми пишут звук на площадке. Догадались зачем?
Правильно, чтобы было проще уложить голос актера в кадр и свести это с другими элементами микса.
Главный плюс этого способа, что мы в итоге получаем качественную и проработанную запись актеров во всех сценах без брака и мусора. На посте с такой записью можно творить все, что угодно.
А главный минус заключается в том, что это дорогостоящий и трудозатратный процесс производства. Требует большего внимания и контроля звукорежиссера поста. А ещё, это достаточно тяжело даётся начинающим актерам, потому что для этого нужен навык и определенный опыт.
— Сергей Семенов