Найти в Дзене

Слово "нет" в воспитании

Эволюция слова "нет" в воспитании (по Винникотту)

Винникотт говорит о трех стадиях слова "нет" в воспитании:

Первая: вы полностью ответсвенны за действия мдаденца.

Вторая: вы можете сказать "нельзя"

Третья: вы говорите "нельзя" и объясняете почему.

По факту, на первой стадии, говорит Винникотт, нет никакого "нельзя". Вы предвидите нужды младенца и удовлетворяете их, если нужны какие-либо ограничения, вы так же их предвидите и создаете соответствующие условия. Эта стадия так или иначе, перекрывается с последующими, вплоть до полного взросления ребенка, т.к способность прогнозировать формируется постепенно, по мере дозревания префронтальной коры головного мозга.

На второй стадии появляется слово "нельзя", на которой вы ограничиваете ребенка, все еще предвосхищая опасность, и ребенок способен вас понять. Иногда, для этого нужно сказать строго, нахмурить брови или испугаться, чтобы он считал сигнал об опасности.

На третьей стадии начинается использование языка, например: "нельзя", потому что горячо.

Все три стадии перекрывают друг друга.

На первой стадии младенец чувствует защищенность и впитывает материнскую уверенность в себе точно так же, как молоко. Все это время родители, по сути, говорят "нет" внешнему миру: "Нет, сюда нельзя, держись подальше от нашей территории, у нас здесь - существо, которое мы защищаем, и мы никого не пустим за барьер". 

На второй стадии, по мере развития самого ребенка, мать начинает говорить "нет" не окружающему миру, а самому ребенку. Таким образом, родители постепенно представляют младенца реальности, а реальность младенцу.

Базисом для "нет" служит "да".

Некоторые дети получают воспитание на базисе "нет". Это происходит, когда родители считают, что ключом к безопасности служат бесконечные указания на опасные ситуации. 

Но это достаточно грустный способ знакомства с миром. 

Гораздо приятнее познавать мир через то многочисленное количество объектов, о которых можно сказать "да". Развитие ребенка тогда больше связано с тем, что мать позволяет, чем с запрещением. 

Т.е "да" образует основу, к которой добавляется "нет". 

В этом свете, первая стадия - это одно сплошное "да". Именно поэтому, дети способны, в своем большинстве, доверять выбору матери. Например, они тянутся к вещам или еде, которые одобряет их мать. 

Важно помнить, что все младенцы достигают третьей стадии - объяснения. Тогда они могут черпать мудрость из нашей сокровищницы знаний; могут учиться тому, что мы, как нам кажется, знаем, но, самое важное, что они вот-вот смогут не соглашаться с нашими аргументами.

Из этого, мы получаем несколько тезисов:

В младенчестве ответственность за безопасность полностью лежит на родителях.

От года до трех лет ребенок еще не способен понять объяснения, но уже готов воспринимать наше "нет".

После трех лет появляется возможность объяснить, почему то или иное под запретом.

Воспитание должно выстраиваться на базисе "да".

Все стадии перекрывают друг друга и мы в той или иной степени, на протяжении всего взросления прогнозируем действия ребенка, выставляем ограничения, при этом не переставая объяснять причины, по которым ограничение выставляется.