Российские блогеры потеряли большую часть своего рекламного дохода. Такую информацию публикуют «Известия» со ссылкой на самих блогеров, а также специалистов в области SMM-маркетинга. По их словам, доходы сократились в среднем на 30-60%, у некоторых — до 80%.
Причин у этого несколько. СВО — не единственная, но конечно же основная.
- С признанием деятельности соцсетей facebook и Instagram экстремистской была введена их блокировка на территории РФ, предусматривающая ограничение свободного доступа. Ограничение можно обойти за счёт использования VPN, однако аудитория у блогеров упала, а вместе с ней — и доходы.
- Youtube ещё в марте отключил все функции монетизации контента для российских пользователей. Таким образом, падает аудитория или растёт — уже неважно: денег за контент (от Youtube, по крайней мере) блогеры не получают. К тому же платформа начала более тщательно подходить к фильтрации контента и любой намёк на поддержку военной операции может привести к блокировке канала.
- Наконец, доходы упали из-за ухода многих западных брендов с российского рынка. Вместе с ними ушли и рекламные бюджеты. Те, что остались, резко сократили расходы на продвижение, то есть эффект тот же самый.
Вместе с тем, падение рекламного дохода российских блогеров — не новость. Оно фиксировалось уже в конце прошлого года.
«У топовых инфлюенсеров дела в целом идут неплохо: самые высокооплачиваемые блогеры в России зарабатывают от 5 млн до 10 млн рублей в месяц. А вот условный «средний класс» (блогеры с аудиторией от 50 000 до 500 000 подписчиков) столкнулся со снижением прибыли от ведения блогов в таких популярных и максимально доходных сетях, как Instagram, YouTube и TikTok. При этом на долю микроинфлюенсеров с аудиторией до 100 000 подписчиков приходится до 93% всей размещаемой рекламы», — писало в ноябре 2021 года издание «Секрет фирмы»
По данным Forbes.ru эта планка заработков топовых российских блогеров даже занижена. В августе прошлого года «50 самых успешных звёзд России» вошли 4 блогера: Анастасия Ивлеева —2,7 млн долл/год, Валентин Петухов — 2,2 млн долл, Юрий Дудь — 1,8 млн долл и Даня Милохин (годовой доход не указан).
Отметим, что ещё в 2020 году только легальный доход блогеров от Youtube и Instagram превышал 11 млрд рублей. Это больше, чем имеют от рекламы газеты и журналы. Хороший показатель величины аудитории блогеров и меры их влияния.
Поэтому не исключено что, урезание доходов российским блогерам может быть не только следствием сокращения рекламных бюджетов, но и целенаправленной политикой, формирующей у лидеров общественного мнения негативное отношение к операции на Украине. С дальнейшей трансляцией на аудиторию. Тем более, что многие из них изначально были настроены против неё.
В этой ситуации блогеры как бы оказываются между двух огней и выбором: терять деньги или терять аудиторию? По данным соцопросов, даже среди россиян в возрасте 18-29 лет (основная аудитория соцсетей) лишь 40% опрошенных негативно отнеслись к военной операции на Украине.
В конечном итоге всё это, по видимому, приведёт к перераспределению рынка — теперь уже и с учётом политического фактора. Блогеры будут мигрировать на российские площадки, площадки — совершенствовать монетизацию, продвижением которой прежде особо не занимались из-за бесперспективности конкуренции с ведущими мировыми соцсетями.
Тем же, кто решит остаться на западных площадках, придётся искать другие пути монетизации контента — вплоть до легендарного «а вот мой яндекс-кошелёк». Либо становиться российскими блогерами в эмиграции. Это наверняка разблокирует брендам возможность снова заключать с ними контракты. Но чревато попаданием в разряд иноагентов.
#РепортёрНовости