Когда я поделилась видео с Полиной, где она в 1,4 года повторяет окончания потешки, несколько мам написали, что их дочки в таком же возрасте так не говорят. И я спешу успокоить родителей, чьи дети имеют довольно скудный словарный запас в 1,3-1,6 года.
Во -первых, по последним нормам группа беспокойства - когда дети в 18 месяцев говорят 12 слов (девочки), 5 слов (мальчики), но это еще не отставание. Отставание или задержка речи - 9 слов для девочек, 3 слова - для мальчиков. При таких показателях необходимо подключать «тяжелую артиллерию» в виде регулярных занятий. Но комплексно подходить к развитию речи нужно даже тогда, когда ребенок укладывается в норму.
Во-вторых, это, конечно же, можно исправить. И я сегодня расскажу как.
С Ваней у нас было не все так радужно. Если у Полины в 1 год пять месяцев 50+ слов, то у Вани было около 10. Тогда я ориентировалась на другие нормы, и там было указано 30-50 слов для возраста 18 месяцев. И я начала «бить» тревогу, и усиленно заниматься с ним. Скорее всего, если бы я с ним не занималась, то была бы серьезная задержка речи.
Я общалась с логопедами, сама прошла несколько обучений, поэтому спустя несколько лет делюсь базовыми направлениями для занятий с малышом.
Прошу вас, не ждите трех лет! Многие неврологи говорят о том, что можно подождать. Но не факт, что после трех лет ребенок «нагонит» сверстников. Некоторые проблемы с речью можно обнаружить уже в два года. Поэтому, если есть задержка, то лучше сразу обратиться к логопеду или нейропсихологу, которые специализируются на раннем возрасте.
Итак, занятия каких направлений нужно ввести в свою жизнь для запуска и развития речи:
Крупная моторика, целенаправленные игры.
Что имею ввиду под целенаправленными играми?Например, дать ребенку задание - кидать мяч в корзину, пролезь под перекладиной спорткомплекса, залезть на лесенку, достать игрушку. Это особенно важно для тех детей, кто не очень любит везде лазать и прыгать. А также для того, чтобы даже супер активный ребенок умел слушать ваши команды. Мы параллельно развиваем слуховое внимание.
Именно крупная моторика запускает развитие малыша. В первые годы жизни малыша лидирует сенсомоторное развитие.
Одни потешки, артикуляционная гимнастика не помогут, если ребенок мало двигается и избегает спорткомплексов, лесенок, качелей.
Игры с мячом - одни из самых приоритетных. Просто просить кидать мяч, толкать его, бегать за ним, озвучивая при этом свои действия - уже будут служить хорошей базой для развития.
Сенсорные игры.
Игры на определение свойств предметов - их форм, величин, цвета. Здесь различные сортировки, пирамидки, кубики.
Пальчиковые игры.
Несомненно, как говорил Сухомлинский - «Источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». Пальчиковые игры, потешки помогают в игровой форме обратить внимание на артикуляцию мамы, дают ритм, необходимый для развития речи, и, самое главное - ребенок (примерно от 1,5 лет) стремится повторить движения пальцами за мамой.
У меня на канале были видеопримеры таких потешек.
Мама, умеющая четко и много говорить.
Или «мама в режиме радио». Здесь важно помнить то, что мама не должна тараторить, а говорить, напротив, как бы утрируя произношение. Но озвучивать свои действия нужно часто.
Логоритмика.
Я считаю ее «королевой» всех занятий после лекций одного из самых известных отечественных нейропсихолов Татьяны Визель. Она говорила, что если назвать только одно главное упражнение для запуска речи, то это будет логоритмика.
Мы поем песню, повторяем движения в пространстве. Представляете, развивается и слух, и внимание, и пространственное мышление, и крупная моторика. И тем самым - речь. Но есть минус - не все дети охотно повторяют такие упражнения за мамой. Особенно, если у ребенка есть проблемы в развитии. Мой сын в 1,8 отказывался повторять за мной зарядку под музыку в течение двух недель. Но я была настойчивой, поэтому хотя бы несколько упражнений он выучил. Но если бы я сдалась сразу - то он бы вообще не привык к тому, что за мамой надо повторять движения.
Есть проект «Музыка с мамой» или песенки Железновых - это и есть логоритмика в чистом виде.
Ритм.
Любые занятия на простукивание ритма. Можно использовать барабан, можно голос, можно чтение стихов. К сожалению, иногда даже при хорошем словарном запасе ребенку не хватает чувства ритма для того, чтобы начать говорить.
Слух
Упражнения на слух. Прослушивание песен, музыки, игра на музыкальных инструментах. Различные музыкальные угадай-ки. Например, «что звучит» или «где звучит».
Артикуляция
Здесь, конечно же, артикуляционная гимнастика. Ее можно организовать в быту - облизывать тарелки, выплевывать косточки, просто жевать твердую пищу. Можно кривлять перед зеркалом после ванной и строить рожицы.
Но сразу скажу - если у ребенка есть проблемы с артикуляцией - ему будет сложно проводить такие занятия в быту. Опять же, мы проходили такой путь со старшим сыном. Какие я только игры не придумывала, чтобы проводить с ним артикуляционную гимнастику. Ребенку сложно - и у него сразу пропадает мотивация. Он никогда не любил жевать, он и сейчас может жевать кусок котлеты по часу. А выплевывать косточки от черешни ему тоже не нравится. В этом и суть - что ребенку сложнее дается - то и нужно усиленнее развивать.
И в завершение - упражнения на дыхание.
Речевое дыхание тоже необходимо развивать.
Здесь могут быть самые простые игры - сдуй перышко со стола или скомканную салфетку. Также можно дуть в трубочку, которая стоит в стакане с водой - изображать бурю.
Из покупных игрушек - различные ветерки, мыльные пузыри, аэробол.
Легких вам занятий с малышами и скорейшего прогресса в речи!
Расскажите, что из этого вы уже пробовали делать?
#оо_развитиеречи
Автор: Педагог раннего развития, консультант для мам - Ольга Осипенко