Найти в Дзене

Как поверить, что я не хуже других?

Оглавление
Как поверить в то, что я не хуже других, а во многом даже способней? Как не бояться показать и презентовать себя?

Это вопрос подписчицы я хочу разобрать с разных сторон:

  1. Почему вообще эта проблема появилась и как она проявляется
  2. Какие советы психологов не помогут и почему
  3. Как решить проблему раз и навсегда
  4. Какие подводные камни и сложности ждут героиню, когда она будет решать эту проблему.

И начнём, как и положено, с начала:

С чем сталкиваются люди, которые постоянно сравнивают себя с другими:

1. Сложности с карьерой и реализацией себя, как следствие сложности с финансовым ростом.

Просто очевидный факт: смелость и уверенность – это фундамент для карьеры, для заработка, для осваивания нового. Без этих качеств очень тяжело подружиться с деньгами и успехом.

2. Постоянное обучение

На самом деле для людей с низкой самооценкой обучение – это не про развитие. Обучение становиться допингом. Когда мы учимся – у нас выделяются гормоны счастья. Это приятно. С другой стороны «необходимость учиться» — это способ найти для себя уважительную причину откладывания реальных действий: «Мне ещё рано заявить о себе, мне ещё нужно многому научиться» или «вот сейчас ещё пройду одно (два, три) обучения и обязательно начну уверенно действовать».

Учиться ради учёбы – это частое проявление неуверенности и низкой самооценки.

3. Откладывание ключевых дел и распыление на мелочи

Человеку с низкой самооценкой сложно браться за что-то серьёзное, за то, что сильно может повлиять на его жизнь. Рядом с низкой самооценкой обязательно есть страх ответственности. А где страх – там и избегание. При этом человеку важно иметь уважительную причину, некое объяснение и оправдание для самого себя: почему он избегает ключевые задачи и проблемы. И человек бессознательно находит решение: он занят мелочами, рутиной, у него куча дел, он «и так устаёт» и «когда же мне заниматься важным – я и так весь в делах». Со стороны это может выглядеть очень искренне и правдоподобно. Но так работает защитный механизм – уберечь человека от ответственности, от любых дел, где он может потерпеть неудачу. Уберечь травмированную самооценку от новых ударов.

4. Много мыслей, мало дел

Это и про самокритику, и про жалость к себе, и про попытку найти ответы на философские вопросы: почему я такой? В чём моя миссия? Предназначение? Что мне хочет сказать мир?

Суть в том, что чем больше у человека проблем с самооценкой и уверенностью тем больше у него мыслей, которые не приводят к действиям. Он думает, думает, думает, потом отдыхает от думанья. А потом снова думает. И проблема в том, что рефлексия и драматизация ни к чему не приводит, не создаёт никаких результатов для человека, кроме усталости и потраченного времени.

За рефлексию не платят, драматизация проблем не решает.

5. Проблемы с личными границами

Человеку, который считает других лучше себя – ему сложно говорить НЕТ, ему приходиться делать то, что он не хочет. Желание получить похвалу и одобрение окружающих заставляет его угождать окружающим даже в ущерб собственным интересам. Угождать супругу, родителям, коллегам, кому угодно.

Человек с низкой самооценкой будет иметь проблемы практически во всех сферах: отношения с окружающими, деньги, отдых и хобби, семья и любовь.

Двигаемся дальше?

Почему человек считает себя хуже других?

Есть единственное объяснение, которое раскрывает причины любого поведения человека: его так научили, в некоторых случаях правильнее сказать надрессировали.

Критиковать себя, сравнивать себя с другими, считать себя хуже остальных – это тоже поведение, это «привычка мышления». И эта привычка когда-то была сформирована, даже если её формировали против воли самого человека. Как?

  • Человека ругали, критиковали и наказывали.
  • Человека сравнивали с «более успешными» примерами
  • С детства человеку не хватало признания и уважения.
Потребность в уважении, признании и похвале осталась неудовлетворённой и поэтому человеку до сих пор так важно заслужить одобрение окружающих.

Фактически, человека научили себя сравнивать с другими. При этом всегда в сторону занижения собственных качеств. Почти всегда это деструктивное обучение начали родители и близкие, позже подхватили учителя в школе и друзья.

Делали это родители специально? Скорее – нет. Часто от непонимания последствий своих поступков и слов. Но сути это не меняет. Часто родители пичкали ребёнка деструктивными программами из-за того, что у самих была куча страхов, комплексов и неуверенности. Что имели – то и передали.

В результате у человека появились деструктивные программы (паттерны мышления), и эти программы снова и снова запускаются. Эти программы автоматические, они хранится в бессознательном. И пока программа активна – человек не может её остановить.

Проходит некоторое время, человек отвлечётся и начинает понимать: я снова упустил возможность, я снова не решился на важный для себя шаг. Но в моменте, пока деструктивная программа активна, он не может с ней справится. В этом нет вины человека, так работают бессознательные программы.

В следующей части я продолжу разбор этой темы и разберём: какие советы психологов не помогут решить эту проблему.

Не переключайтесь🤘