Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Завтра" (СССР, 1991) и "Завтра была война" (СССР, 1987)

Завтра. СССР, 1991. Режиссер Александр Панкратов. Сценаристы: Александр Панкратов, Мария Дурасова. Актеры: Мария Аниканова, Максим Разуваев, Мария Голубкина, Александр Феклистов, Наталья Казначеева и др.

В городе, опустевшем после очередной аварии на атомной электростанции, со страшным шумом проезжают военные грузовики с солдатами в противогазах. Но в отравленном радиацией небе по-прежнему летают птицы. А где-то в полутемной комнате на третьем этаже стандартного блочного дома затаились влюбленные. Он и она. Адам и Ева чернобыльской эры...

Александр Панкратов замахивался не просто на мелодраму. Вероятно, ему хотелось придать своему фильму черты многозначной притчи.

Увы, для этого сценарий оказался явно жидковат. Примитивные диалоги и почти полное отсутствие событий не скроешь долгими планами пейзажей под тревожную музыку Николая Каретникова. А если еще и актеры чувствуют себя на площадке скованно и неуверенно! Словом, от автора неплохого фильма «Прощай, шпана замоскворецкая...» я ожидал большего...

Александр Федоров

-2

Завтра была война. СССР, 1987. Режиссер Юрий Кара. Сценарист Борис Васильев (по собственной одноименной повести). Актеры: Сергей Никоненко, Нина Русланова, Вера Алентова, Ирина Чериченко, Наталья Негода, Юлия Тархова, Владимир Заманский и др. 13,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Самоубийство старшеклассницы, у которой по ложному обвинению арестован отец. Директор школы, снятый с работы за «пособничество дочери врага народа». История наивной и чистой девушки Искры, воспитанной суровой матерью в традициях «военного коммунизма», но с каждым шагом убеждающейся в жестоком несоответствии лозунгов и официальных слов с происходящими вокруг трагическими событиями...

Драма Юрия Кары «Завтра была война», поставленная по повести Бориса Васильева, несет, на мой взгляд, следы ученического экзерсиса, которые особенно проступают в сценах загородного пикника или в некоторых эпизодах школьной жизни. Возникает впечатление, что многие молодые актеры не чувствуют атмосферы предвоенного времени, не могут отрешиться от штампов «школьной серии» студии Горького...

Но есть в фильме и удачи. Прежде всего темпераментно сыгранная Ниной Руслановой роль матери Искры. «Железный комиссар» в юбке, она безуспешно пытается убедить себя и других, что все идет, как надо, что жертвы были и будут, что без них невозможно движение вперед...

Или властная классная руководительница по кличке Валендра в колоритном исполнении Веры Алентовой. Актрисе удалось передать жестокость и беспринципность своей героини, готовой ради очередного «мероприятия» пожертвовать человеческой судьбой. На примере судьбы одного из старшеклассников авторы фильма показывают, что «учителя», подобные Валендре, воспитывали себе подходящую «смену»: конформистов, предателей и подхалимов...

В этой атмосфере поступок Вики Люберецкой, отказавшейся отречься от арестованного отца, можно с полным основанием назвать подвигом. Он помогает Искре окончательно прозреть, отказаться от прекраснодушных иллюзий.

Да, в фильме есть шероховатости и недостаток вкуса. Но создателям картины не откажешь в искренности и честности...

Александр Федоров