На этом канале, я уже рассказывала историю о том, как нейрографика помогла мне придумать сюжет для романа. Когда писала ту историю, думала о том, что посвящу своему увлечению отдельный рассказ.
Оказалось, что не все истории рождаются у меня легко и просто. Начала писать — не понравилось, удалила. Снова начала с самого начала. Потом опять удалила. И так несколько раз.
В один из дней проснулась, решила продолжить черновик и... снова столкнулась с творческим ступором. Может магнитные бури повлияли? А потом подумала: ну, раз рисование мне помогло придумать сюжет для целой книги, то уж для новой истории и подавно поможет.
Знаете, бывает такое, что на определённую тему возникает много разноплановых мыслей. Эти мысли носятся в голове, как стая мартышек в вольере зоопарка: прыгают с ветки на ветку, корчат рожицы, задирают друг друга... В таких ситуациях помогает рисование. Как способ привести мысли в порядок.
Так что история про нейрографику, которую вы сейчас читаете, тоже написана после рисования.
К слову, рисовать во время "подумать" я начала не здесь и не сейчас. Ещё будучи школьницей, мой папа инженер советовал мне рисовать во время решения сложных задач. Я визуализировала всё, что было в условиях задачи. Там, где не хватало навыков рисования помогали геометрические фигуры и условные обозначения. Возможно поэтому, когда математика разделилась на два предмета, геометрия мне была ближе по духу.
На одной из олимпиад по математике я даже получила какой-то диплом за лучший способ решения задачи по геометрии. С черчением мне тоже было просто.
Конечно, я знаю, что все люди разные, и то что для меня легко и естественно, для других может быть из разряда "тёмный лес и куча дров". И наоборот, способности окружающих, которых нет у меня, вызывают во мне искреннее восхищение.
Например, пространственное воображение для меня просто, а вот обычные арифметические действия с моей врождённой дискалькулией — мега сложная задача. Это не значит, что я не умею считать, это значит, что для подсчёта мне требуется больше времени. И цифры я плохо запоминаю. Номера телефонов я, вообще, учу как стихи.
Вернусь к теме нейрографики и объяснению, почему я написала в заголовке "Осторожно".
Начну издалека. О Нейрографике я впервые услышала несколько лет назад, ещё в прошлой жизни. В рамках какого-то проекта, я готовила сценарий интервью с одним из специалистов по этому методу. Информации тогда о нейрографике было мало, так что мне самой было интересно, что же это такое и с чем его едят.
Меня насторожило то, что гость (намерено не указываю имён и даже пола), вроде говорил правильные вещи, но подача информации была... специфическая.
Сразу в голове всплыла другая ситуация — как я однажды интервьюировала йогина (мастера йоги). Гость сыпал загадочными словами, перечислял загадочные названия асан и описывал цвета чакр. А самое главное, что резало слух — человек говорил интонациями адепта. Вот, прям ярого сторонника и приверженца...
Признаюсь, что любые проявления элементов сектантства мне не понятны.
Я уважаю право человека верить в то, во что он хочет. При этом я не уважаю, когда адепты проявляют враждебностью и нетерпимость к инакомыслящим. Или пытаются вовлечь в свою веру любой ценой, даже используя засилие.
Именно такие ноты надменности я почувствовала одновременно в словах йогина и гостя, рассказывающего о нейрографике. Хотя это и происходило при разных условиях с разницей в несколько лет.
По прошествии некоторого времени, я общалась с другой йогиней и услышала совершенно другие слова и другие интонации. Скажу больше, слова, которые изменили моё скептическое отношение к йоге. А всё потому что, молодая женщина объяснила простым русским языком, что йога — это геометрия тела.
Представляете? Просто геометрия! И с позиции моей любимой геометрии асаны перестали быть чем-то "доступным только для избранных". Йога для меня стала понятным комплексом упражнений, основанным на равновесие тела и плавных движениях в одной плоскости.
Сейчас я с уважением отношусь к йоге, как к одной из разновидностей многогранного фитнеса. Скажу даже больше, я выполняю одну–две асаны ежедневно. При этом выбираю позиции ориентируясь на свои внутренние ощущения, а не фазы луны или рекомендации из календаря эпохи медян. Это шутка.
Похожее отношение у меня сложилось и к нейрографике. Я познакомилась с инструктором, который популярно объясняет алгоритм, а не занимается "культивацией своей личности гуру".
А больше всего мне импонирует, что этот инструктор сам говорит о том, что "волшебных таблеток" нет. А доля скептицизма — качество здравой личности.
Для меня нейрографика это просто метод. Или инструмент, как... лопата. Но лопата сама по себе не посадит дерево и не создаст благоприятные погодные условия.
И наличие сертификата "мастера по копанию", как и дорогая лопата известного бренда, сами по себе не изменят жизнь. Кардинальные изменения наступят, когда вы сами испачкаете руки в земле и посадите дерево. Своими руками, своими усилиями.
Вот поэтому я и написала в заголовке слово "Осторожно".
Здоровая осторожность помогает выбрать методы и инструменты под свои потребности.
Пишу это и понимаю, что такая простая истина на меня снизошла не сразу. Пришлось изрядно потанцевать на граблях и получить порцию шишек опыта. Да и шла я долго, не зная: Кто я? Где я? Что мне нужно?
А как понять, что "твоё", а что нет? Только методом тыка. Самостоятельно прийти, пощупать, посмотреть, попробовать "на зуб"... Я пробовала многие творческие занятия. Многим увлекалась на время, но потом понимала, что-то не то... Как говорят, чего-то в супе не хватает. И снова задавалась вопросом: "А ту ли лопату я ищу?"
Может я упорно ищу, условно говоря, совковую лопату, а мне на самом деле нужна штыковая? А возможно, мне вообще, нужна не лопата, а вилы!
Прежде чем прийти к нейрографике я пробовала разные методы арт терапии. Пробовала медитативное рисование, правополушарное, скетчинг и другое. Я увлекалась, а потом в какой-то момент понимала, что это не даёт мне полноты ощущений, которые я ищу. И с таким же энтузиазмом пробовала новую технику.
Всё это поняла во время рисования. Некоторые методы я пробовала не думая об осторожности. Просто видела в ленте что-то новое, неизведанное и шла знакомиться.
А между тем здоровая осторожность помогает выбрать "своего" учителя. Под "учителем" я имею в виду всех, кто тем, или иным образом несёт в массы свои знания.
Пока я смотрела бесплатные мастер-классы по разным техникам изотерапии, заметила неприятный момент.
Под маской мастеров и инструкторов прятались прожжённые продажники, задача которых "втюхать" товар подороже. Или "адепты на всю голову", втайне мечтающие создать из распространённого графического метода некое подобие религии.
Не думала я, что когда-то буду благодарна профессиональной деформации. Оказалось, что и семилетний опыт в сфере онлайн образования мне пошёл на пользу.
Благодаря этому опыту теперь я "носом чую", когда мастер делится знаниями, пропуская их через душу, а когда... работает по сценарию. Особенно неприятно наблюдать, как "гуру" отрабатывают мастер-класс по НЛП шаблону.
Впрочем, это касается не только нейрографики в частности и арт-терапии в общем. Тенденция проведения бесплатных мастер-классов с целью продажи платных обучающих курсов, наблюдаются во всех сферах онлайн обучения.
Понять хотят вас "обуть" или нет — достаточно просто. Обратите внимание на процентное соотношение полезного эфирного времени и блока продаж. Если 30 минут "говорящая голова гуру" вещает прописные истины, а 40 минут — рассказывает как круто на платном курсе... бегите подальше!
И, конечно, обращайте внимание насколько личность мастера (учителя) симпатична именно вам. Это иррационально, но очень важно для создания доверительных отношений. А значит важно и для качества полученных знаний. Впрочем, вы и сами помните "хороших" учителей, которые могли вовлечь в обучение даже по "нелюбимому" предмету.
Ещё один момент, в котором стоит проявлять осторожность — экологичность арт-терапии именно для вас. Неважно, выберете ли вы нейрографику, или другую методику — важно в процессе рисования ощущать комфорт. Не стоит рисовать мандалы, только потому что это модно. Или потому что кто-то сказал, что все продвинутые и осознанные личности сейчас так делают. Важно, что эта техника даёт, или не даёт, именно вам.
По этому поводу я общалась с девушкой из группы психологической поддержки. Она поделилась со мной, что ей лично нейрографика не подошла как методика. А вот в фуд скетчинг (рисование еды) она просто влюбилась.
А мне нейрографика понравилась тем, что помогает думать и поддерживать мысли в порядке. Как асаны из йоги, которые помогают поддерживать тело в тонусе. Без фанатизма, без оккультной мишуры и ореола "таинственной тайны".
Такая получилась аналогия: йога — гимнастика для тела, нейрографика — тренировка для мозга. Причём это именно то, что сейчас мне доступно и не вызывает "перегруза" организма или психики.
При этом я понимаю, что и йога, и нейрографика, всего лишь "one of them" — один из многих вариантов. Предполагаю даже, что в будущем я обязательно найду для себя какое-то новое занятие. Или целенаправленно вернусь к тому, что мне помогает на 100 %.
А вы увлекаетесь каким-то творчеством?