Найти в Дзене

Подкова Шехтеля: в доходном доме Строгановского училища (Мясницкая 24/7с1)

В середине XVIII века здесь раскинулись усадьба Василия Лопухина (двоюродный брат замученного Петром I царевича Алексея). В битве при Гросс-Егерсдорфе Лопухин принял главный удар пруссаков и был сражен тремя пулями. Узнав, что враг разгромлен, раненый в желудок генерал сказал, что теперь может умирать спокойно. О нем потом сочиняли народные песни.

Усадьбу еще до войны купил барон Строганов, а потом – граф Шувалов. Там, где теперь двор дома-голиафа, простирался пруд с беседкой и садом, вдоль улицы Мясницкая тянулся двухэтажный особняк-дворец, по переулкам – каменная ограда.

Петр Иванович Шувалов на гравюре 1760 года
Петр Иванович Шувалов на гравюре 1760 года

Петр Шувалов был одним из тех вельмож, которые возводили на трон Елизавету Петровну. 24 ноября 1741 года царевна вместе с ним вышла к солдатам Преображенского полка и начала главную в своей жизни речь:

– Знаете ли, ребята, кто я? И чья дочь?

Несколько лет спустя, когда юный кузен Шувалова попал в фавор, сам Петр Иванович – стал всемогущим. Граф инициировал реформы, выгодные для казны, не забывая, впрочем, и себя любимого. Шувалов уничтожил внутренние таможни – на десятилетья раньше, чем, например, во Франции – и предложил учредить банки.

Первый казенный банк в России заработал уже после смерти прожектера, но под руководством его сына, Андрея Шувалова (1769 год).

Андрей Петрович Шувалов, портрет кисти Жан-Батиста Греза, между 1776 и 1781 гг.
Андрей Петрович Шувалов, портрет кисти Жан-Батиста Греза, между 1776 и 1781 гг.

Андрей Петрович, утонченный галломан, дружил и с Вольтером, и с Екатериной II, и потому редактировал письма императрицы к «фернейскому крикуну». Екатерина ведь писала по-французски с ошибками и не хотела позориться перед Вольтером.

Галломан передал эту усадьбу (вероятно, не без выгоды для самого себя) в Государственный ассигнационный банк, который сам и возглавлял. Его контора выпускала бумажные деньги – первые в русской истории. После продажи дома Шувалова банку и переулок по соседству превратился из Шуваловского в Банковский.

1769 год, первые русские ассигнации
1769 год, первые русские ассигнации

Еще через полвека помещик 80 тысяч душ граф Сергей Строганов основал «рисовальную школу» своего имени, открытую даже для крепостных. В 1864 году старинный шуваловский дом (в котором находился банк) передали «Художественно-промышленному музеуму» при Строгановском училище.

Здания банка (особняк Шуваловых) в середине XIX века: кажется, единственное сохранившееся изображение. ЖЖ sazikov
Здания банка (особняк Шуваловых) в середине XIX века: кажется, единственное сохранившееся изображение. ЖЖ sazikov

Вскоре палаты уничтожили, чтобы построить для музея помещение в новомодном старорусском стиле. Это дом с изразцами на северной половине участка (№24 с2, 1875 год).

Нас же сейчас интересует другой строгановский дом с керамикой, который вырос тридцать лет спустя, в эпоху модерна, в южной половине владения (№24/7с1).

Доходный дом Строгановского училища. Фотография автора
Доходный дом Строгановского училища. Фотография автора

Комиссия рассматривала 31 конкурсный проект с забавными названиями («Б в круге», «Рыба в круге», «Точка в круге»). Новый дом мог бы быть ренессансным, древнерусским или даже в виде «вяземского пряника»; строгановцы раздали конкурсантам премии, но воплощать их замыслы не стали, поручив все дело Шехтелю.

Доходный дом Строгановского училища в плане (карты Яндекса)
Доходный дом Строгановского училища в плане (карты Яндекса)

«Круг» – не случаен: требовалось обстроить по периметру квартал между улицей и двумя переулками, чтобы не пропало ни одной квадратной сажени. Шехтель же разорвал кольцо, чтоб двор проветривался и стал уютным, здание получилось в форме «Є». Вышел шедевр рационального модерна (1904-1906 годы).

Дом-голиаф облицевали плиткой землистого цвета. Фасад со стороны Мясницкой оживляют изысканные майоликовые панно в духе «Мира искусства»: перевитые ленты, венки, гирлянды и бусы. Такой орнамент служит рамкой для пейзажа, ни один пейзаж не повторяется. То был самый масштабный заказ Строгановских мастерских.

Декор. Фотография автора
Декор. Фотография автора

Войдем во двор! У входа в центральный подъезд нас встречает вензель «ИСУ» (Императорское Строгановское училище). Это прекрасное панно создал молодой художник Федор Федоровский, который потом станет автором рубиновых звезд Кремля и золотого занавеса Большого театра.

Керамическое панно с вензелем. Фотография автора
Керамическое панно с вензелем. Фотография автора

Элегантность всюду сочеталась с комфортом, лифтами, центральным отоплением и остальными чудесами техники. Шехтель построил город в городе: в жилом квартале все было свое – электростанция, котельные, прачечная, лечебница и даже «родильный приют». Два нижних этажа заняли представительства громких фирм вроде «Ремингтона» или Путиловского завода, на верхних же расположились «буржуазные» квартиры: не очень большие, по 4-7 комнат.

Доходный дом Строгановского училища. Реклама 1911 года
Доходный дом Строгановского училища. Реклама 1911 года

В одной из них шумел салон серебряного века. Здесь побывали Есенин, Ходасевич, Телешов, Клюев, Зайцев, Софья Парнок, Вера Холодная. Хозяйка, пышнотелая Любовь Столица, тут флиртовала с Брюсовым и всех гостей встречала с золотым кубком вина. Праздник жизни кончился в 1918 году, когда комбед отнял у поэтессы… нет, не кубок, а печатную машинку с письменным столом. Оскорбленная Столица навсегда покинула Москву и советскую Россию.

Вид во двор. Фотография автора
Вид во двор. Фотография автора

В этом же доме в голодные годы гражданской войны голодные инженеры под началом Глеба Кржижановского разработали ГОЭЛРО – план электрификации России. Об этом говорит мемориальная доска.

В еще одной квартире вырос Сергей Образцов, именем которого назовуткукольный театр. Сын этого артиста Алексей оформит интерьер редакции «Науки и жизни». Журнал живет здесь с 1963 года и имеет важные заслуги перед москвоведением.

Во дворах. Фотография автора
Во дворах. Фотография автора

А за подвальными окошками темнели силуэты деревянных бочек, пахло спиртуозными парами. Рабочие винзавода «Арарат» ходили там в резиновых сапогах. Как пишет старожил, во дворике пылились горы пропитанной вином фильтровальной бумаги, ее жевала, приобщаясь к пьянству, детвора. Да, наверху были простые коммуналки, как и почти везде в нашей столице.

Лестница. Иллюстрация из книги: Елена Крижевская. Непарадная Москва. М., 2022. С. 290.
Лестница. Иллюстрация из книги: Елена Крижевская. Непарадная Москва. М., 2022. С. 290.

В советские годы пропали балконы, а в постсоветские мансарда наросла, однако в целом доходный дом неплохо сохранился. В парадных – те же лестничные ограждения с жуками-скарабеями и доломитовые ступеньки, много подлинной «столярки». Дерево выглядит как новое!

И в наши дни часть здания остается жилой.

Читайте также:

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

#история #москва #история москвы #модерн #архитектура #старые дома #мясницкая #шехтель #искусство #интересные факты