Найти в Дзене

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)? Как заниматься с ребенком

Оглавление

В нашей стране количество детей с ФФНР составляет 20-25%. Это достаточно частое нарушение развития речи. К сожалению, диагностируют его не часто, так как не всех детей показывают логопеду. Родители, если и замечают, то не считают это нарушение серьезным. Подумаешь, ребенок говорит на "детском диалекте" (нет четкости речи, замещает звуки в словах), вырастет и всё само пройдет.

Важно поправить ФФНР до школы. В противном случае у ребенка будут проблемы с обучением чтению и письму. Интересный факт - когда ребенок с ФФНР сталкивается с трудностями на письме (большое количество ошибок), значительная часть родителей скорее всего подумает, что ребенок "не гуманитарий". Вместо того, чтобы подумать о том, что у ребенка проблемы в сфере логопедии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики.

Попробую объяснить это сложное определение простыми словами. Ребенок путает на слух звуки. Один из вариантов - не различает на слух глухие и звонкие звуки. Например, Вы отправляет ребенка к бабе ("иди к бабе"), а ребенок переспрашивает: "к папе или бабе?". При этом данные звуки "П" и "Б" у ребенка в речи есть, он их произносит, но в некоторых словах он их всё же путает.

Другие симптомы ФННР - нет различия между мягкими и твердыми звуками (например, вместо "ба", "та", "да" говорит "бя", "тя", "дя", бабочка - бябячкя); замена одного звука целым рядом других звуков; смешение, либо непостоянное использование звуков в речи (в одних словах звук использует правильно, а в других нет).

Важно учесть, что общее развитие речи (лексический запас) у ребенка близок к норме. Возможно есть некоторые нарушения (ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов), но нет грубого отставания.

Как должна развиваться речь в норме, я подробно рассказывала в статье:

Примерные нормы развития речи от 1 года до 3-х лет:

Нормы развития речи
Нормы развития речи

Уже в 2 года логопеды обращают внимание есть ли у ребенка четкость речи. К 3-м годам у ребенка должны быть все звуки, кроме звуков позднего онтогенеза (свистящие - С,З,Ц; шипящие - Ш,Щ,Ч,Ж; соноры -Л,Р). Эти звуки появляются к 4-5 годам.

Считается, что фонематический слух полностью формируется к 4-м годам. Поэтому диагноз "ФФНР" обычно ставят с 4-х лет. До 4-х лет существует вероятность, что ребенок всё же дозреет.

Из моего опыта общения с родителями, чьи дети столкнулись с ФФНР, я поняла, что ФФНР без занятий может перейти в легкую форму. То есть в садичном возрасте у ребенка проблем вроде, как и не было, а в школе начались проблемы с написанием диктантов (письмо НА СЛУХ). Учитель отправила к логопеду, так как ошибки явно логопедические.

Прочие признаки ФФНР у детей (не вербальные):

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на обучении ребенка и его успеваемости.

Причины ФФНР

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным (патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы).

Приобретенное ФФНР может быть вызвано вирусными заболеваниями (особенно в первый год), травмами головного мозга, генетической предрасположенностью, хроническими стрессами и сильные эмоциональными потрясениями.

Как проявляется ФФНР у дочери

Дочке сейчас 2.8 года. В родах у нее была тяжелая дыхательная недостаточность, асфиксия. Первый год ее наблюдал невролог с диагнозом перинатальное поражение ЦНС. Из-за сложных родов дочь находится в группе риска по развитию неврологических проблем. За развитием дочки, по этим же причинам, я внимательно наблюдаю. Занимаюсь с дочкой развитием речи с 1 года.

Звуки раннего онтогенеза, которые появляются до года, появились у дочки чуть позже (а,о,э,п,б,м), в результате занятий.

Сейчас четкости речи у нее нет, звуки в основном мягкие. Звук "м" периодически меняет на "п" (Макарошки - пака-охки, машина - пачина, молоток -поаток). Звуки н-г-к-х меняет хаотично в словах.

С памятью проблем нет, помнит всё. 😅 С абстрактными понятиями некоторые сложности есть. Мыслительные процессы, по моему, не замедленны. Но ей требуется время на освоение новой задачи. Не скажу, что она схватывает всё "на лету". Когда понимает, что я от нее хочу, то дальше проблем не возникает. Есть сложности с математическими понятиями.

Уровень ее речи можно посмотреть на видео:

Как заниматься с ребенком при ФФНР

Первый раз я возила дочь на консультацию к дефектологу в 1.10 года. Собственно этот специалист мне и сказал, что скорее всего у дочки есть предпосылки к ФФНР.

1 г 10 мес. Съездили на консультацию к дефектологу (логопеду) 🔊👶🗣️
✔ 1 г. 10 мес.
Рекомендации, полученные от логопеда, по развитию речи 👶🔊

Дефектолог нам рекомендовала делать логопедический массаж (массаж специалистом лица и языка), артикуляционную гимнастику (самостоятельно), пальчиковую гимнастику, петь простые песенки и учить стихи. Другие рекомендации можете почитать в статье, указанной выше.

Тренировка фонематического слуха

Напомню, что возраст дочери был меньше 2-х лет, рекомендации были даны для ее возраста. Отдельно было рекомендовано развивать фонематический слух. То есть при любых звуках спрашивать у ребенка, что это было. Такие звуки называются "неречевыми звуками".

Я стала обращать внимание дочки на звуки: это самолет летит, это пожарная машина едет, это птички поют. Поначалу ей было сложно связать звук с предметом, если он у нее был не на глазах. А сейчас она сама говорит, не видя птиц: "Слышишь? Птички поют".

Еще для работы с неречевыми я нашла для себя логопедический портал "Мерсибо". Занятия по типу компьютерных игр. Мы играем в "Кто сказал МУ" и загадки звуков. В первой игре нажимаешь на окошко в домике, там рассказывают стишок и предлагают угадать, кто живет в домике. После этого слышно звук животного. Агния пока угадывает не всех. Во второй игре предлагается 4 картинки и один звук. Нужно выбрать подходящую звуку картинку.

Игры Мерсибо на неречевые звуки
Игры Мерсибо на неречевые звуки

Для развития фонематического слуха также рекомендуется старые простые игры "Жмурки" и "Сломанный телефон". Ребенку завязывают глаза и он должен двигаться на звук колокольчика. Или ребенку на ушко говорят слово, которое он должен сказать другому человеку. С развитием фонематического слуха ребенок будет лучше прислушиваться к фонемам, что повысит качество его речи.

С артикуляционной гимнастикой дочь не дружит. Со мной она заниматься этим не хочет.

А стихи дочке очень нравятся. Считается, что ритм и рифма особенно способствуют быстрейшей автоматизации звуков. Поэтому логопеды рекомендуют использовать стихотворения, скороговорки, чистоговорки, потешки. Я заметила, что действительно в стихах Агния говорит гораздо чище, чем в разговорной речи. Агния рассказывает стихи:

Для пальчиков мы используем массажер Су-Джок:

Массажер Су-Джок
Массажер Су-Джок

Недавно я искала дополнительные занятия по коррекции ФФНР и нашла в интернете интересное пособие для логопедов. Называется "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста на логопункте", составитель Т. В. Рихтер. В пособии подробно расписано 64 занятия. Большинство упражнений не требует специальных логопедических навыков. Каждое занятие содержит в себе артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнение на развитие фонематического слуха и т.д. Можно найти пособие по ссылке:

https://9.dou-lnk.ru/rekomendatsii-spetsialistov/uchitel-logoped/korrektsiya-fonetiko-fonematicheskogo-nedorazvitiya-rechi

Простые игры для развития фонематического слуха можно почитать здесь:

MAAM.ru: Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР

Надеюсь, что данная статья будет полезна родителям, которые пока не могут водить детей к логопеду или хотят понять, что такое ФФНР. Как правильно заметила одна из моих читательниц, логопеды есть не в каждом населенном пункте, не все логопеды готовы заниматься с малышами и не у всех родителей есть средства на логопеда.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!