Найти тему
Учительская

Изучи, сопоставь

Учебники по литературному чтению авторов Л.Ф.Кли­­мановой, М.В.Го­ло­ва­но­вой, В.Г.Горец­кого для 1-4-х классов (УМК «Школа России») издательства «Просвещение» широко распространены в российских школах. Специально к этим учебникам автором Е.М.Тихомировой были созданы рабочие тетради по литературному чтению, выпускаемые издательством «Экзамен». Достаточно часто в дополнение к учебникам УМК «Школа России» учителями начальных классов используются в работе данные пособия Е.М.Тихомировой.

Учебные пособия составлены в соответствии с логикой прохождения материала в учебнике «Литературное чтение» с 1-го по 4-й класс начальной школы. Они состоят из двух частей, в которых отрабатывается материал по каждому разделу учебника. Работа с пособиями помогает развивать общеучебные умения детей, делать уроки более познавательными и интересными. К каждой теме подобраны задания, которые дают возможность обучающимся лучше понять литературный материал, стать вдумчивым читателем, расширяют его кругозор, помогают проверить знания по изучаемым произведениям, учат размышлять, делать выводы. Педагог на уроках может использовать задания как полностью, так и выборочно, предлагая детям часть заданий выполнить в свободное время.

Все задания структурированы и соответствуют разделам учебников литературного чтения. Они разноплановы и довольно многообразны. Это способствует привлечению внимания младшего школьника к процессу выполнения заданий рабочей тетради, стимулирует познавательную активность обучающихся, позволяет выбрать наиболее понравившиеся задания.

Остановимся более подробно на некоторых фрагментах рабочих тетрадей Е.М.Тихомировой.

Задания в рубрике «Поговорим о самом главном» – это не только о поиске главной мысли текста произведения, но и в первую очередь о важных жизненных ценностях. Тексты подобраны таким образом, чтобы привлечь внимание юных читателей, создать положительную мотивацию к процессу чтения и знакомству с новыми произведениями. (Рис. 1.)

-2

Рис. 1

Задания со звездочкой выявляют творческий потенциал обучающихся, предлагая обсудить совместные идеи, разработать возможные проекты, реализовать лучшие: «Разделитесь на группы. Запишите вашу общую точку зрения», «Создайте в классе «Азбуку цветов», придумайте название к выставке книг «Твоя библиотека» в учебнике, запишите названия книг, которыми бы ты дополнил выставку».

К разделу «Разноцветные страницы» учебника литературного чтения во всех тетрадях данного комплекта подобраны дополнительные произведения по изучаемой теме. Задания творческого характера отличаются запоминающимся содержанием и сопровождаются красочными иллюстрациями. «Найди слова, которыми можно охарактеризовать тень. Закрась плашки с этими словами. Прочитай стихотворение «Моя тень» С.Михалкова и сравни тени в произведениях». (Рис. 2.)

-3

Рис. 2

Задания раздела «Проверь себя» позволяют вспомнить темы и произведения, с которыми читатели работали в данном разделе, а также оценить свой уровень владения материалом и отметить свои достижения: «Напиши, чему ты научился». Это помогает не только провести собственную рефлексию, но и выйти на новый уровень работы с материалом, работать с дополнительными источниками информации: «найди», «выбери», «выучи», «расскажи одноклассникам». (Рис. 3.)

-4

Рис. 3

В разделе «Самое великое чудо на свете» рабочей тетради для 2-го класса автор пособия предлагает различные варианты работы, основываясь на материале учебника: выписать понравившиеся высказывания о книгах, посетить библиотеку и с помощью библиотекаря ответить на вопросы из рабочей тетради, перечитать тексты раздела учебника и разгадать кроссворд. Таким образом, формируется общая культура поведения и отношения к книгам, чтению, процессу обучения. Ребенка вовлекают в процесс познания исходя из его пожеланий, интересов. Соответственно, в данной образовательной ситуации происходит и воспитание правильных культурных ценностей.

Позже в разделе «Устное народное творчество» автор пособия снова обращается к традициям и культуре народов России, предлагая на основе материала учебника изучить изделия народного творчества, рассмотреть представленный образец в рабочей тетради, найти информацию в дополнительных источниках и составить небольшой рассказ об этом изделии. Здесь обращается внимание на разные виды текстов, также прослеживается многоплановость работы: глубокое погружение в материал, изучение различных источников, работа над составлением собственного текста и тренировка устной монологической речи.

При изучении произведений А.С.Пушкина раздела «Русские писатели» в рабочей тетради для 2-го класса предлагается не только поработать с описательными характеристиками героев, но также рассмотреть элементы их одежды, исторических костюмов на иллюстрациях в пособии. «Найди», «изучи», «сравни», «сопоставь», «раскрась», «подбери», «составь и озвучь», «представь себя мастером» – все действия направлены на приобщение к культурному наследию и формирование представления о творческом и литературном многообразии этого наследия. (Рис. 4.)

-5

Рис. 4

В аналогичном разделе рабочей тетради для 3-го класса ученикам предлагается поработать с текстом биографического содержания о великом писателе. Текст в рабочей тетради дети дополняют словами из текста учебника, им предложены вопросы на понимание содержания произведения. Чуть позже, при знакомстве с биографией следующего писателя, детям предлагается уже подготовить сообщение самостоятельно, используя также материал учебника и дополнительную информацию. Таким образом, стимулируется познавательная активность, формируется самостоятельность при выполнении заданий.

Систематически автор пособия включает задания на обогащение лексического запаса и работу с Толковым словарем. Эти задания имеются в каждом разделе и помогают обучающимся ориентироваться в различных источниках, учат оперативно находить нужную информацию.

В разделе «Поэтическая тетрадь» все задания направлены на развитие творческого потенциала школьников, решение задач по анализу литературного произведения. Дети учатся проводить данный вид анализа стихотворения, начиная с подбора слов, выписывания заданных характеристик по образцу, смыслу, значению.

Подобная систематическая работа направлена на то, чтобы к 3-му классу ученики могли проводить небольшой сравнительный анализ произведений, указывая средства выразительности, приводя примеры из строф стихотворений, размещенных в учебнике по литературному чтению, что в свою очередь заметно облегчает процесс обучения анализу художественного произведения в начальной школе.

Работа с текстами предусматривает и развитие умения работать с таблицами и схемами, читать и правильно заполнять таблицу или схему, а также, используя их, составлять свое высказывание. Автор пособия довольно часто использует и этот вариант работы. В каждом разделе можно встретить сравнительные таблицы (сравнение басен И.А.Крылова и сказок), схемы описательного плана («подбери синонимы», «составь синквейн»), сопоставительные таблицы («Соотнеси авторов стихотворений и настроение, которое передают их произведения»). Используя сравнительную таблицу, ученики имеют возможность сравнить стихотворения между собой, записав ответы в таблице.

Помимо литературных текстов автор данного пособия знакомит учеников с музыкальным и изобразительным творчеством, показывая взаимосвязь дисциплин и формируя целостную картину мира у юных читателей. Это благоприятно сказывается на повышении общей культуры восприятия и поведении современных школьников. Практически в каждом разделе имеются задания, в которых приводятся примеры иллюстраций к литературным произведениям, указаны музыкальные композиции, с которыми Е.М.Тихомирова советует ознакомиться поближе, чтобы почувствовать настроение, лучше понять смысл произведения, представить происходящее в многогранности видов искусств.

В разделе «Проверь себя» рабочей тетради для 4-го класса предлагается рассмотреть икону, о которой шла речь в тексте учебника, а также дополнить текст о создании Троице-Сергиевой лавры, опираясь на текст учебника. (Рис. 5.)

-6

Рис. 5

В разделе «Чудесный мир классики» ученики начальных классов учатся писать аннотацию к книге. Проводят все более детальный анализ произведений, подбирая и выписывая эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, сравнивая героев, произведения, настроения в художественных текстах.

Работа с планом становится более многоуровневой («Раздели текст на части, озаглавь, запиши получившийся план»). Большое внимание уделяется выделению основной мысли произведения с использований тестовых заданий. Ребята составляют описательные характеристики героев литературных произведений, при этом акцент делается на грамотной записи составленного текста («Составь и запиши описание героя, напиши, какие поступки героев тебе особенно запомнились»).

В рабочих тетрадях данного комплекта также прописаны варианты проектов, проверочные работы, творческие задания.

В заключение стоит отметить, что данный комплект пособий для работы на уроках литературного чтения в начальной школе вполне заслуживает пристального внимания педагогов. Это очень хороший сборник разноплановых контекстных и творческих заданий, помогающих ученикам в формировании общей культуры и читательской грамотности.

Елена МАЛЬЧИКОВА, учитель начальных классов лицея №52, Рязань

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц