Сююмбике и ее односельчане. Глава 69.
Стоило выйти из дома мужчинам, девчонки мигом соскочили с полатей. Всем четверым в школу, Зухре преподавать, остальным учиться. Только до школы нужно успеть накачать воды из колодца, дать скотине, убраться в хлевах, двор подмести.
Загремел жестяной умывальник, послышались шлепанье босых ног, тихий говор. От этого шума и суеты проснулась Шахида. Надев атласный халат цвета бордо, расшитый голубыми драконами и диковинными розовыми цветами, она села возле окна.
- Зухра! Ты ведь Зухра? Подай-ка, сестренка, вот тот коричневый чемодан.
О, Аллах Всемогущий! Никогда девочки не видали такой блестящей красоты, как халат Шахиды. Даже в кино. Восхищению их не было предела. Шахида усмехнулась со скрытой насмешкой, раскрыла чемодан.
Первый подарок получила Райса
- Райса- апа, я тебя так буду называть, не будем меряться годами. Ты замужем за отцом моего мужа, значит, ты старше. Так вот, Райса-апа, этот подарок для тебя, дарим от всей души, от всего сердца.
Она подала Райсе такой же халат, как у себя, только голубой с розовыми драконами. Райса приняла подарок, сказав только «Спасибо!» Она была поражена тем, что получила такой дорогой подарок. Дальше Шахида достала белую хлопчатобумажную рубаху.
- Это отцу от нас. Передашь. Как я понимаю, они с Раисом уже ушли по делам.
Все девчонки получили свои подарки, яркие шелковые платки, блестящие бусы, браслеты, ленты. Сколько радости было! Девчонки смотрели на Шахиду с восторгом. Они никогда не встречали такую красивой, щедрой и доброй женщины. Для мальчиков были припасены игрушки: лошадки, машинки, мячики.
Всем досталось радости вдоволь. Но Зухру Шахида одарила особым подарком. Это была желтая шелковая нижняя рубашка, отделанная по подолу и по груди шикарным кружевом шириной в ладонь. К этой рубашке были панталоны из такой же ткани и кружев. Завершал комплект желтый атласный халат с широким поясом, расшитым необыкновенно красивыми голубыми цветами.
- Зухра, это тебе, ты, выходит, старшая, глядишь скоро станешь невестой.
Зухре еще никогда ничего подобного не доставалось. Носила то, что оставалось после Райсы и Асии. Она чуть не заплакала от благодарности. Потерлась щекой о ласковый атлас.
- Спасибо тебе, Шахида-апа, я буду очень бережно носить это. Может только в праздник надену.
- Наденешь в первую брачную ночь. Мне такое же подарила моя соседка-китаянка, когда я выходила замуж за твоего брата. Этот цвет в Китае означает успех и плодородие.
Райсу этот комплект поразил до глубины души. Она уже забыла свою радость от подарка Шахиды. Для чего этой девчонке такой ночной наряд? Вот, ей, Райсе, он подошел бы гораздо лучше. Надела бы она надела эти панталоны, рубашку! Как бы приятно было мужу смотреть на нее, снимать с ее гладкого тела нежный шелк. Зухре-то для чего это. Кто путный на ней женится? Открыв сундук, она положила свой халат
- Ладно, хватит, кто вашу работу делать будет, бегом! Положили все в сундук! Когда надо будет, сама выдам.
Шахиду удивил тон Райсы, но она не подала виду, убрала чемодан и пошла умываться. Девки бегом выпили по чашке чаю и разбежались исполнять, каждая свою работу. За стол сели мальчишки. Мать к ним была более благосклонна, кого по головке погладила, кого по спинке. Накормила, напоила, отправила играть новыми игрушками в большую комнату.
Снова поставила самовар. Уже справившись с раздражением подошла к новой родственнице.
- Вот так и живем, трижды за стол садимся. Сейчас девчонки уйдут в школу, мы с тобой чаю попьем, я свежий заварю, листовой.
Девочки, управившись с утренней работой, убежали. Райса достала мед, сливки, чай налила. Женщины вдвоем, не торопясь, позавтракали. Мальчишки шумели, ссорились, делили игрушки, Райса не обращала на них внимания, ребята ведь, балуются.
От такого шума и гама у Шахиды разболелась голова. Она извинилась перед Райсой и сказав, что с дороги очень устала, прилегла с книжкой на кровать. Райса ничего на это не могла сказать. Получается, Шахида приходится в этом доме снохой, должна бы предложить свою помощь. Ну, ладно.
Она поставила тесто, приготовила обед, положив в казан изрядный кусок конины. Шахида от обеда отказалась. Она отвыкла от такого мяса. Выпила чашку чая с кусочком хлеба и медом. Хамидулла вообще на обед не пришел. Такое с ним бывало.
Девчонки пришли из школы, пообедали, помыли посуду, ушли на улицу, забрав с собой ребятишек. Пока их одевали, стоял такой шум, что Шахиде казалось, голова ее треснет. Она уже было задремала, тут пришла Зухра. Зашла тихонько, потому что, обычно, мачеха в это время отдыхала.
Однако, сегодня она была на ногах, затопляла печь. Увидев вошедшую Зухру, удивилась, что та рано пришла.
- Пришла, давай ешь, да пироги стряпать поможешь.
Шахида села на кровати, повязывая тонкий платок.
- Райса-апа, я тоже помогу. Я люблю стряпать, хлебом не корми, дай с тестом повозиться.
- Вот и хорошо, втроем быстрее управимся.
Райса стряпала пироги большие, с женскую ладонь. Шахида лепила маленькие, аккуратные, ровненькие, все, как один.
- Райса-апа, маленькие пирожки выгоднее выпекать. Меньше начинки уходит. Потом у вас же ребятишки, по такому большому пирогу они могут и не съесть.
- Как же, не съедят они, проглоты такие. Вот увидишь, сейчас придут с улицы, только так умнут по куску хлеба, тарелке супа, еще добавки попросят.
Про себя подумала: «Погоди, нарожаешь, посмотрю, как ты будешь успевать маленькие пирожки лепить». Целый день сердце у Райсы было не на месте. Она всегда волновалась, когда муж не приходил обедать. Еще не хотела, чтобы Раис пришел домой раньше Хамидуллы.
Они вернулись вместе, когда уже дети накормлены и отправлены играть. Поужинали. Раис рассказал, что на работу его приняли, квартиру показали. Это барак, но отдельный вход, есть небольшой чуланчик и две комнаты. Нужно только помыть стены, печь выбелить, мебель купить, и можно жить.
Неизвестно, кто больше обрадовался, Райса или Шахида. Ей казалось, что выдержать жизнь в этом аду невозможно. После ужина Зухра и Софья собрались в клуб на репетицию. Зухра позвала, шутя
- Абый, Шахида-апа, пойдемте с нами, клуб наш посмотрите, после репетиции танцы будут.
Покосилась на отца, не лишнего ли брякнула про танцы. Но Хамидулла пропустил слова дочери мимо ушей.
Шахида неожиданно согласилась. Подышать хоть немного свежим воздухом, от шума отдохнуть. По дороге она рассказывала об обычаях Китая, о происшествиях, которые с ними там происходили.
Подходя к клубу, Зухра замедлила шаг, стараясь спрятаться за спину брата. На крыльце, под светом фонаря стоял Ризван. Он поджидал Зухру. Этой осенью он понял, что любит без ума эту девушку. Для всех любовь наступает весной, а к нему пришла именно осенью.
Убраны хлеба. Над перепаханными полями висят серые дождевые облака. Под ними, низко-низко над полями, пролетела стая журавлей. От горестных криков птиц сердце Ризвана сжалось в горький ком. Когда стая скрылась с глаз, задышало, расправилось. Словно журавли на своих крыльях унесли с собой его печали.
Именно в этот день он, сам не зная почему, он пошел в школу. Зухра спускалась с высокого крыльца. При виде Ривана ее личико раскраснелось, расцвело. На фоне серых стен школы, она выглядела свежим, только что распустившимся прекрасным цветком. Так, по крайней мере, показалось Ризвану.
В этот вечер, впервые за долгое время, Ризван пришел на репетицию в клуб. Весь вечер он не спускал глаз с Зухры, удивляясь, как он не замечал, какая она хорошенькая. Нет, он обманывал себя. Замечал, но запрещал себе принимать ее в серьез. Потому что есть старшая сестра, которая не одобрит его выбора. Огорчать ее Ризван не хотел ни за что.
Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1.
Продолжение читайте здесь: Глава 70.