Найти тему
Читающим между слов...

Азиатская система конфликтного манипулирования. (Часть 2 стратегемы для противника и для нападения).

Оглавление

Часть 2. Стратегмы для противника.

Стратегема 7: "Создать что-то из ничего"

Смысл этой стратегемы (называемой иногда стратегемой творческого преувеличения) состоит в необходимости инсценировки фантомов, предлагающих противнику сильно отличающееся от действительного описание реальности.

-2

Примером может служить примененная однажды в гражданской войне бессмертным героем анекдотов Василием Ивановичем следующая тактика: обскакав холм с одной стороны, эскадрон во главе с Чапаевым наткнулся на белых и отступил за холм, показался на вершине холма и отступил, показался с другой стороны холма и отступил. Приняв эскадрон Чапаева за три разных эскадрона и предположив, что за холмом готовится к атаке целый кавалерийский полк, белые отступили.

Стратегема 8: "Тайно отправиться в поход на Ченцанг"

Смысл этой стратегемы (называемой иногда стратегемой обходных путей) заключается в необходимости скрывать за каким-то нормальным, привычным, ортодоксальным действием нечто уникальное, необычное, неортодоксальное, то, что не ожидается контрагентом. Появление этой стратегемы связано с историей возникновения во II веке до н.э. династии Хань: один из претендентов на императорский трон послал небольшую часть своего войска ремонтировать разрушенные мосты через ущелье, а сам тайно направился в Ченцанг, область, позволявшую ему выйти в тыл другого претендента и разгромить его.

-3

Примером применения этой стратегемы может служить процесс проведения открытия "второго фронта" союзниками во Второй мировой войне: союзники, делая вид, что готовят высадку в районе Кале, и вынудив немцев сконцентрировать там свои основные силы, высадили там лишь три парашютно-десантные дивизии, тогда как основная переправа была организована в район Нормандии.

Стратегема 9: "Наблюдать огонь на противоположном берегу реки".

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой ожидающего невмешательства) – необходимость казаться безучастным по отношению к критической ситуации в лагере противника, воздерживаясь от поспешных действий и ожидая развития ситуации в благоприятном для себя направлении для того, чтобы вмешаться лишь тогда. Происхождение этой стратегемы связано с войнами периода развала империи династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.): во время одной из битв на Янцзы, в которой сошлись все три возможных претендента на наследство империи, армии государств Вей, Ву и Шу Хань, войско государства Шу Хань наблюдало со своего берега реки пожары в лагере войск двух других государств, сопровождавшие битву двух армий этих государств на другом берегу, но вмешалось только тогда, когда победа была гарантирована одной из сторон, и сделало это таким образом, что плоды победы достались в основном государству Шу Хань.

-4

Примером применения этой стратегемы может служить политика мюнхенского сговора, проводимая США, Англией и Францией накануне Второй мировой войны и направленная на сталкивание СССР и Германии с целью взаимного уничтожения СССР и Германии и получения вытекающих из этого преимуществ. Необходимо заметить, что стратегема 9 часто применяется перед стратегемой 5.

Стратегема 10: "Прятать за улыбкой кинжал"

Смысл этой стратегемы (называемой ещё стратегемой двуличия) заключается в необходимости утаивания коварных замыслов за льстивыми речами и вежливыми фразами. Происхождение этой стратегемы связано с одним из придворных китайского императорского двора VII века н.э., которому приписывают любезное обхождение со всеми, даже с противоречившими ему людьми. Однако легенда также гласит, что любого, смевшего ему противоречить, ждало ужасное будущее.

-5

За примерами применения этой стратегемы долго ходить не нужно. Каждый из нас достаточно, часто хоть раз в жизни, но сталкивался с подобным двуличием.

Стратегема 11: "Сливовое дерево погибает вместо персикового"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой "козла отпущения") заключается в том, что необходимо учитывать возможность принесения в жертву кого-нибудь (может быть даже себя самого) для спасения себя (или иных важных действующих лиц). Первое упоминание этой стратегемы встречается в балладе времен правления династии Хань (206-220 до н.э.): когда на корни персикового дерева напали муравьи, растущее рядом сливовое дерево накрыло своими корнями корни персикового и тем самым спасло его. Само сливовое дерево при этом погибло.

-6

Примером возможного применения является модернизация Китая в период после 1979 года: частичная потеря независимости экономикой Китая в результате создания многочисленных хозяйственных связей с Западным миром рассматривалась Китаем как сливовое дерево, которое должно было погибнуть для того, чтобы персиковое дерево - действительная реализация в Китае плана модернизации - могло жить дальше.

Стратегема 12: "С легкой душой увести овец"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой неупущения шанса) можно видеть в необходимости (без впадения в гамлетовские сомнения) не "выгонять" удачу, если она "постучалась в двери". Само образное выражение возникло в XII веке н.э. и связано с легендой о путнике, встретившим заблудившуюся овцу и не прошедшим мимо, но взявшим её с собой.

-7

Примером легкости, с которой в Китае применяется эта стратегема, может служить критика в китайской прессе недостатков имплицитных моделей карьеры некоторых китайских руководителей: при работе с молодежью они иногда предпочитают продвигать по службе середнячков, согласных со всеми и вся и не создающих при работе с ними особых сложностей. Карьерный рост подобных молодых специалистов соответствует стратегеме 12.

Стратегмы для нападения.

Стратегема 13: "Бить палкой по траве, чтобы вспугнуть змею"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой провокации) заключается в возможности использования косвенных угроз противнику. Происхождение стратегемы связано с коррумпированным чиновником Х века н.э., получившим жалобу большого числа людей на своего столь же коррумпированного секретаря: прочитав жалобу и крайне испугавшись, чиновник стал, как змея, напуганная ударами палки по траве, не способен на дальнейшие противоправные действия.

-8

Примером применения этой стратегемы может быть использование слогана "Пусть распустятся сто цветов" в Китае в 1957 году: с помощью допущения большей свободы слова - "удар палкой по траве" - были выявлены несогласные с политикой КПК - "змеи", элиминированные затем в период "культурной революции".

Стратегема 14: "Воспользоваться телом умершего и вернуть душу"

Смысл этой стратегемы (называемой также либо стратегемой обновления фасада, либо стратегемой птицы Феникс) заключается в возможности использования новых организаций, процессов, людей и т.д. для продолжения прежней политики. Впервые эта стратегема упоминается в драме эпохи династии Юань (1271-1368), рассказывающей о том, что умерший и попавший в загробный мир человек понадобился на этом свете буддийскому святому, который, пытаясь вернуть этого человека, выяснил, что его мертвое тело давно было сожжено на поминальном костре. Так как святому этот человек был крайне необходим, то он взял тело другого умершего и поместил в него душу нужного ему человека.

Примером возможного применения может служить возрождение и использование в 1947 году Мао Цзэдуном сконструированных за полвека до этого основателем Гоминдана д-ром Сунь Ятсеном принципов возрождения Китая (национализм, демократия и обеспечение уровня жизни народа): наполнив их ("тело умершего") коммунистическим содержанием ("душой") с помощью комментариев, он использовал их как средство привлечения в ряды КПК многих интеллектуалов.

Стратегема 15: "Вынудить тигра спуститься с горы"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой изолирования) заключается в необходимости рассматривания возможности захватить или ослабить противника, удалив его от "родных" ему людей и обстоятельств. К VII веку до н.э. относится изречение мудреца, гласящее, что если тигр или леопард, покинув свое убежище, приблизятся к людям на равнине, то станут их легкой добычей, оставаясь же в своем горном убежище, они будут по-прежнему внушать людям страх .

-9

Примером попытки применения стратегемы 15 может служить предложение талибов, прозвучавшее после 11 сентября 2001 года, судить Усаму бин Ладена в мусульманской стране судом шариата: необходимость покинуть правовое пространство англосаксонского мира и заниматься сложными проблемами права в пространстве с незнакомыми юридическими нормами легко может заставить США выглядеть в этом случае, как "корова на льду".

Стратегема 16: "Захватить неделанием"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой игры в "кошки-мышки") может быть увиден в том, чтобы, не предпринимая никаких враждебных действий против поверженного врага, добиться тем самым его внутренней признательности и, следовательно, более прочной покорности. Происхождение этой стратегемы связано с борьбой китайской армии в III веке н.э. с населяющими южные районы современного Китая народами: 7 раз подряд побеждал в сражении и отпускал с миром "южного" генерала китайский полководец, добившись в итоге его внутреннего смирения и подчинения южных территорий Китаю без необходимости размещать там войска.

-10

Примером применения может служить тактика Ирана в переговорах с США по поводу захваченных в Ливане в 1986 году американских заложников. Ответив решительным отказом на первоначальное предложение США, Иран не сделал то, что от него ожидали США, добившись тем самым впоследствии от США значительно больших уступок.

Стратегема 17: "Обменять кусок щебня на драгоценный камень"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой наживки) заключается в необходимости видеть и использовать возможности обмена сравнительно малых преимуществ для контрагента на сравнительно большие преимущества для применяющего стратегему. Одна из версий возникновения этой стратегемы, относящаяся к времени господства в Китае монгольской династии Юань (1271-1368), очень романтична и связана с флиртом: женщина, обращаясь со словами упрека к понравившемуся ей мужчине, который также непрерывно смотрит на нее, бросает в него в переносном смысле щебень, получая взамен, если мужчина обрадуется этому упреку, как возможности начать разговор, драгоценный камень - более близкое знакомство с мужчиной.

-11

Примером возможного применения может служить известный троянский конь: ничего не стоящая деревянная фигура лошади, "подаренная" греками троянцам, принесла грекам "драгоценный камень" - победу над Троей.

Стратегема 18: "Для разгрома банды убить атамана"

Смысл этой стратегемы (называемой также стратегемой рычага Архимеда) заключается в необходимости поиска и давления на ключевые места контрагента для достижения своих целей с наименьшими затратами сил и энергии. Рождение этой стратегемы связано с бессмысленной войной Китая в Тибете в эпоху династии Танг (618-907): известный китайский поэт Ду Фу (712-770), перенесший при жизни - в том числе из-за этой войны - множество страданий, критикует действия "сына неба", потратившего по причине некой прихоти сотни тысяч человеческих жизней на борьбу за не имеющий никакого стратегического значения провинциальный городок, призывая его сконцентрировать свои усилия на действительно важных стратегических операциях, могущих быстро закончить войну и прекратить бессмысленное человекоубийство.

-12

Использование этой стратегемы может быть мягким и жестким: жесткое применение направлено на физическое устранение лидера, мягкое - на влияние и изменение образа мыслей и чувств лидера противника. Примеры жесткого варианта применения этой стратегемы достаточно многочисленны: например, казнь Пугачева или Разина могут быть рассмотрены именно в свете данного применения, примером мягкого применения может служить подчинение российской элиты начала 90-х гг. прошлого века идее "общечеловеческих" ценностей.

Аудио версия 36 стратегм скачать тут 🎧

📚 Скачать электронную версию тут

Примерно 300 лет назад неизвестный ученый собрал стратагемы и упорядочил их по категориям, в соответствии с позицией, которую читающий занимает в данный момент. «Стратагемы победителя», «Стратагемы равных по силе», «Атакующие стратагемы», «Запутывающие стратагемы», «Стратагема безвыходных ситуаций» и т.д.

Стратагемы можно объединять и варьировать самыми различными способами, для выработки необходимой тактики. В блестящей интерпретации известного китаеведа В. В. Малявина древний текст превращается в практическое руководство политикам и бизнесменам 21-го века.

В заключение несколько слов о значении «Книги перемен» для китайской науки стратагем. Именно этот древнейший канон, использовавшийся для гаданий о выборе способа действия, предоставил китайским стратегам язык технического описания динамики ситуаций, которые обозначаются отдельными стратагемами. В основе «Книги перемен» лежит система графических символов, которые составляются из черт двух видов, – сплошной и прерывистой – обозначающих две мировые силы: активное, светлое, мужское начало ян и пассивное, темное, женское начало инь. В книгах по стратегии понятия ян и инь обладают чрезвычайно широким спектром значений, как-то: сила и слабость, нападение и оборона, фронтальная атака и обходной маневр, подлинное и обманное, явное и скрытое, ярость и выдержка и проч.