В советском кино встречались сотни запоминающихся героев, которых сыграли талантливые и обаятельные актеры. Есть и такая категория персонажей, которые в свое время выглядели вполне нормальными и приятными, а со временем их восприятие сильно изменилось.
«ФедералПресс» вспоминает образцы наиболее токсичного поведения в отечественном кинематографе.
Варвара Сергеевна Плющ из фильма «Бриллиантовая рука» (1968)
Один из самых неприятных героин в легендарной комедии Леонида Гайдая – это управдом Варвара Сергеевна Плющ, которую играет Нонна Мордюкова. Ее показывают типичным советским активистом с так называемым «синдромом вахтера» (охранника). Это форма поведения, заключающаяся в стремлении человека самоутвердиться за счет окружающих людей.
К примеру, Плющ использует свою должность, чтобы распространять лотерейные билеты ДОСААФ, угрожая отключить газ. При этом она активно лезет в чужую жизнь, обвиняя Семена Горбункова в пьянстве, и даже выслеживает его.
Иван Бунша из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
В еще одной сатире Гайдая хитрый мошенник Иван Бунша в исполнении неподражаемого Леонида Куравлева имеет схожие черты с Варварой Плющ: не гнушается попадать в личное пространство жителей дома. Так, он угрожает инженеру Александру Тимофееву, что куда‑то «заявит» о изобретении.
Однако худшие его черты появляются позже. Бунша вживается в роль царя и начинает раздавать государственные земли. А во время пира и вовсе пристает к царице и завирается, объясняя, как ему тяжело живется.
Ипполит и другие из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
В народном новогоднем фильме жених Нади Ипполит – настоящий образец токсичного поведения. Мужчина постоянно оскорбляет свою возлюбленную, набрасывается на нее с обвинениями, а по итогу поступает самым нелепым образом: сбегает и напивается.
В неподобающем поведении замечен и сам главный герой Лукашин, который грубит Наде и требует помощи, хотя сам виноват в случившемся. Его мать решает за него, как жить. Ну и про друзей Лукашина и говорить не приходится: зная, что ему нельзя пить, они все равно подливают алкоголь товарищу.
Шура и другие из фильма «Служебный роман» (1977)
Знаменитый фильм Эльдара Рязанова о любви наполнен токсичными персонажами. Во-первых, это главный герой Новосельцев начинает заигрывать со своей начальницей Людмилой Калугиной, сначала рассчитывая получить повышение, а потом уже из искренних чувств.
Во-вторых, Самохвалов. Мало того, что он дать пытается дать должность старому другу, так еще и флиртует с влюбленной в него, несмотря на то, что женат.
Токсичнее других выглядит работница бухгалтерии Шура. Вместо основной работы она профсоюзными делами, которые большинство только раздражают. А самый гнусный ее поступок: именно через Шуру все узнают о романе Самохвалова и Рыжовой.
Гоша из фильма «Москва слезам не верит» (1979)
Слесарь Гоша – новый ухажер Катерины, которая приехала покорять Москву – в 1980-ые годы стал эталоном мужчины: интеллектуал, готовый брать все в свои руки.
Но с современной точки зрения Гоша ведет себя, если не грубо, то бесцеремонно: решает за женщину, как она должна к нему относиться, без спроса влезает в жизнь ее дочери и, узнав о реальных успехах Катерины, уходит в запой, так как считает, что женщина не должна зарабатывать больше мужчины.
Маргарита Павловна из фильма «Покровские ворота» (1982)
Режиссер Михаил Казаков воссоздает послевоенную Москву и жизнь в коммунальных квартирах. Маргарита Павловна развелась с первым мужем Хоботовым и живет с Саввой Игнатьевичем. Тем не менее она не отпускает бывшего супруга и всячески контролирует его жизнь.
Маргарита Павловна в рамках своего токсичного мировоззрения считает, что бывший муж все еще полностью принадлежит ей, и верит, что так ему будет лучше.
Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби» (1984)
Главный герой Василий доброго фильма Владимира Меньшова о сельской жизни ведет себя инфантильно и совершенно не думая о последствиях, несмотря на то, что у него семья и трое детей. Он тайком от жены проводит свободное время с голубями или просто пьет пиво с дядей Митей.
Самый худший его поступок – измена супруге на курорте с Раисой Захаровной. В результате злодейкой выставляют его любовницу, хотя главная вина лежит на мужчине, так и не осознавшем, что он натворил.