Найти тему
Эхо прошлого

Почему ГАЗ 66 "Шишига" оказался неэффективным в Афганистане?

Приветствую. ГАЗ-66, он же “Шишига”, выпускался с 1964 по 1999 год, знаком нам как грузовик с хорошей проходимостью. Он стоял на вооружении Советской армии, но и после распада Союза продолжал нести службу. Имея колёсную формулу 4х4 и грузоподъемность 2 тонны, он прекрасно справлялся со своими армейскими задачами. Однако с вводом Советских войск в Афганистан в 1979 году был выявлен ряд серьезных недостатков этого автомобиля. Причем настолько существенных, что от него даже думали отказаться. Любой армейский автомобиль создается с учетом того, что его эксплуатация будет связана с пересечением труднопроходимой местности, где о слове дорога зачастую можно забыть и здесь к Шишиге вопросов нет. Снег, болотистая местность или грязь по колено, все это без проблем преодолевались на этом автомобиле, а если где он и застревал, то на помощь приходила лебедка. Наряду с ГАЗ-66 в афгане использовались Камазы, ЗИЛы, УРАЛы и КРАЗы и среди всего этого перечня автомобилей ГАЗ 66 оказался самым малоэффективным. Во первых бескапотная компоновка грузовика при которой кабина находится над колесами не оставляла шансов выжить водителю и старшему машины при наезде на мину, а как известно душманы постоянно минировали дороги.

-2

Этой проблемой страдали и Камазы у которых кабина также расположена над колесом и в случае взрыва люди находящиеся в кабине погибали. Другое дело УРАЛ, ЗИЛ и КРАЗы у которых спереди расположен двигатель, а от колеса до водителя или пассажира около метра и этот метр мог сохранить жизнь находившимся в кабине бойцам за что его и прозвали “метр жизни”.

-3

Во-вторых карбюраторный 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 120 лошадиных сил, даже на обычной местности для этого автомобиля считался слабым и прожорливым. В горах в условиях разряженного воздуха мощность автомобиля падала, расход топлива увеличивался. Чтобы преодолеть затяжные подъемы, личному составу приходилось спешиваться, но даже при этом довольно часто автомобиль приходилось буксировать. Учитывая все эти недостатки, использовать ГАЗ 66 в Афгане по возможности стали реже, отдавая предпочтение УРАЛам, КРАЗам или ЗИЛам, но вплоть до вывода войск в 1989 году Шишиги продолжали колесить по Афганской земле. Проработав все эти недостатки с 1997 года на замену ГАЗ-66 начался выпуск нового ГАЗ 3308 "Садко", в котором отказались от бескапотной компоновки, а также установили более мощный и экономичный турбодизельный двигатель, при этом ведущие мосты и трансмиссия в новом грузовике остались по наследству от ГАЗ-66.

-4

Спасибо за дочитывание, до новых встреч.

Авто
5,66 млн интересуются