Каждое утро Валерий Николаевич одобрительно смотрел на своё приподнявшееся мужское достоинство. Довольно крякал и шёл в ванную. Его жена — Нина — в такие минуты всегда отворачивалась, скрывая отвращение к мужу. Валерий Николаевич любил себя и все свои проявления. В том числе физиологические. Сегодня он как и всегда прошёл после ванной на кухню. Всё уже было готово. Жена к его приходу накрыла на стол. Ел. Громко чавкал. Прихлёбывал чай. Параллельно тыкал жирными пальцами в телефон: кому-то писал, смеялся, прихрюкивая.
Нина молча мыла посуду. После еды муж встал. Сыто рыгнул, погладил себя по животу. Взял чистое белое полотенце. Вытер сальные руки. Бросил полотенце на стол. Пошёл собираться на работу.
Минут через пятнадцать Нина услышала, как хлопнула входная дверь.
На кухню вошёл сын — Вовка. Спросил:
- Ушёл?
Мать кивнула. Тогда он сел за стол. Она стала его кормить. Села рядом. Немного перекусила сама. Стала собираться на работу. Вместе они вышли из дома. По дороге в Вовкину школу разошлись.
Нина была моложе мужа на десять лет. До выхода замуж жила в подмосковной Щербинке. Мать Нины умерла, когда девушке было пятнадцать. Работала уборщицей в соседнем магазине. Отец был алкоголик. Вставал утром. Руки тряслись. Под запавшими глазами - синяки. Ходил по кухне. Переворачивал оставшиеся после посиделок с друзьями бутылки. Искал, чем бы опохмелиться. Находил. Трясущимися руками наливал водку в стакан. Рюмку не брал. Знал, что прольёт мимо. К нему приходили собутыльники. Пили, иногда скандалили. Когда мать была жива, они убегали к соседке. Во время запоя отец не понимал, что делает. Мог толкнуть, ударить. Мать хватал за волосы, трепал, бил по лицу. На утро ничего не помнил. Соседка — Виктория Сергеевна — жила одна. Мать Нины — Вера — брала дочь, бежала к соседке. Оглядываясь, звонила в дверь. Та открывала. Пропускала в квартиру. Вела на кухню. Наливала остывший чай. Резала хлеб, недорогую колбасу. Они ели. Вздрагивая, поворачивались на скрип двери. Виктория Сергеевна стелила покрывало на старенький диван. Они ложились спать.
Нина окончила девятый класс. К тому времени матери с ней уже не было. Поступила учиться на швею в технологический техникум. Через год после поступления его переименовали в колледж. Переименование ничего не поменяло: в нём учились не очень благополучные дети из неблагополучных семей. Девушка устроилась работать в тот же магазин уборщицей. Работала по вечерам. Жить переехала к Виктории Сергеевне. Помогала по хозяйству: ходила в магазин за продуктами, убиралась.
Она знала - где-то есть другая жизнь. Видела родителей своих одноклассников. Некоторые приходили в школу. Вежливые, воспитанные, хорошо одетые люди с высшим образованием. Казалось, живи она с такими людьми, её судьба будет иной.
После окончания колледжа Нина устроилась работать швеёй при маленьком магазинчике. Жила по-прежнему у Виктории Сергеевны. Однажды в магазинчик пришёл мужчина. Принёс брюки. Попросил подшить. Был лет на десять её старше. Представился — Валерий Николаевич. Так она познакомилась со своим будущим мужем.
Он окончил престижный технический вуз. Образованием своим гордился. Себя считал выше и лучше других людей. Говорил свысока, постоянно иронизировал над собеседником. На равных общался только со своими однокурсниками и коллегами.
Умел абстрактно мыслить. Связывал невидимые, нематериальные явления между собой. Был хорошим аналитиком. Давал прогнозы, которые почти всегда сбывались. На работе его ценили. Познакомившись с Ниной решил, просчитав ситуацию наперёд, что такая жена его вполне устроит. Бесплатная обслуга. Молчаливая рабочая лошадка. Для того и брал.
Сын Вовка был похож на мать. Последователен. Мыслил конкретно. Любил работать руками. В свои 14 лет мог собрать и разобрать компьютер, починить наушники, планшет, телефон. Любил паять, разбираться в схемах. Был спокоен, молчалив, добродушен.
Валерий Николаевич не видел в сыне своего продолжения. Относился пренебрежительно. Понимал, что Володя может решать только типовые задачи. Жене и сыну придумал прозвище - «туповастенькие». Так и говорил, приходя с работы: «Привет, туповастенькие».
Нина по-прежнему ездила на работу в Щербинку. Было недалеко, минут тридцать от её дома. После работы заходила к Виктории Сергеевне. Помогала. Та постарела, стала чаще болеть.
Валерий Николаевич в магазин не ходил. Выделял определённую сумму на продукты. Строго следил, чтобы жена тратила по назначению. В тот день после работы Нина притащила домой тяжёлую сумку. На звонок вышел сын — Володя - помог разобрать. Положил продукты в холодильник. Она прошла в ванную. Вымыла руки. Пошла на кухню готовить.
Зашёл Валерий Николаевич. Иронично спросил:
- Опять заходила к старюшке?
Так и сказал «старюшке».
Нина устало на него взглянула:
- Заходила. Опять.
Валерий Николаевич поморщился:
- Любишь работать даром на чужих людей?
Нина не поняла иронии:
- Она не чужая.
Валерий Николаевич продолжал давить:
- А какая? Лучше бы убиралась дома, если так любишь мыть полы. Могла бы и мою квартиру помыть.
Эта была правда. Нина и Вовка жили в квартире Валерия Николаевича. Собственником был он. Постоянно напоминал им об этом.
В своё время отец Нины квартиру пропил. Сам умер на улице. Сейчас в ней жили чужие люди.
После ужина Нина мыла тарелки. Убирала кухню. Сын вынес мусор. Когда пришла в комнату, Валерий Николаевич уже лежал в постели. Смотрел в телефон. По лицу его было видно — сегодня ночью думал развлечься. Он никогда не интересовался желаниями жены. После просмотра фильма ему хотелось заняться сексом. Нина устало подошла к постели. Взяла ещё одно одеяло. Легла. Укрылась. Поджала ноги. Клонило в сон. Валерий Николаевич был настойчив. Тогда жена перебралась на диван.
Утром разошлись на работу.
На выходных к мужу пришли коллеги. Как всегда, она накрыла стол. Он купил хорошую водку, вино, дорогое пиво. Они сидели. Разговаривали про какую-то игру бэбэйку, в которую с ними хотели сыграть. Гордились, что не дались в обман и не стали отдавать свои знания даром. Валерий Николаевич, попивая неторопливо вино, говорил: «За всё надо платить».
Никто из них не замечал Нину и Володю. Знали, как пренебрежительно относился к ним Валерий Николаевич. Относились так же.
Валерий Николаевич вечером пришёл в плохом настроении. Был раздражён. Зашёл в комнату сына. Стоял в дверях, не зная к чему придраться. Жена сидела в кресле. Сын делал уроки. Увидел, что у сына не получается решить задачу. Подошёл. Стал объяснять, употребляя математические термины. Вовка не понимал. Виновато смотрел на отца. Тот раздражался всё больше и больше. Нина видела, как сын сжимается в комок, всё ниже опускает голову.
Догадывалась о причине раздражительности Валерия Николаевича. Попросила Володю поставить чайник. Сын вышел. Она перешла в другую комнату. Разделась. Легла в кровать. Вскоре Валерий Николаевич пришёл к жене. Снял одежду. Лёг рядом. По-хозяйски похлопал её по животу. Стал целовать скользким ртом. Ей хотелось, чтоб всё побыстрей закончилось.
Валерия Николаевича вызвали в школу. Классный руководитель Володи - математичка Наталья Викторовна - сказала, что ребенку трудно учиться в математическом классе. Посоветовала перевести в универсальный. У мальчика не было абстрактного мышления. Получалось решать только стандартные задачи. Валерий Николаевич знал об этом, но не хотел, чтобы кто-либо подвергал сомнению его состоятельность. Всё же Володя был его сын. Поинтересовался, какой вуз заканчивала Наталья Викторовна. Проходила ли она курсы повышения квалификации. Обещал обратиться к директору. Сказал, что сильно сомневается в её профессиональной состоятельности. Сыпал математическими терминами.
Вечером Наталья Викторовна позвонила Нине и пригласила зайти в школу.
Валерий Николаевич был зол. Зашёл в квартиру. Громко хлопнул дверью. Быстро скинул пальто и шапку. Увидел, что жена и сын сидят и смотрят фильм. Не снимая обуви пробежал в комнату. С порога заорал на Нину:
- Это ты! Это всё ты! Родила дебила! Это у тебя в роду алкоголики! Посмотри на этого дурака! Он же простую задачу решить не может!
Повернулся к Вовке. Посмотрел с презрением:
- Что ты смотришь на меня, придурок? Тебе дорога одна — в Щербинку. Будешь с местными алкашами ящики грузить.
Подошёл ближе к сыну. Сильно ударил по затылку. Вовка затравленно смотрел на отца, всё больше сжимаясь в комок. Тогда Нина подошла к Валерию Николаевичу. Сложила руку в кулак и ударила его со всей силы в нос.
Раздался визг. Валерий Николаевич заметался по комнате. Побежал в ванную, намочил полотенце. Закинув голову, держал на переносице. Потом приложил лёд.
Этим же вечером Нина переехала в маленькую комнату сына.
Прошла неделя. С того дня Нина и Володя жили только на её зарплату. Готовила она на себя и на него. Убирались в своей комнате. На все претензии мужа по поводу уборки, сказала: «Ты собственник с тебя и спрос, если что. Убирайся сам. За квартирой своей следи». Добавила: «В суд обращайся. Там рассудят». На той же неделе зашла в школу. Перевела Володю в универсальный класс. У парня появились хорошие отметки. Решать простые задачи получалось неплохо. Стал ходить в кружок робототехники. Успокоился. Стал лучше учиться. Появились новые друзья. С отцом не общался.
Нине Сергеевне позвонил нотарус. Попросил подъехать. Она спросила зачем. Нотариус ответил, что умерла Виктория Сергеевна. Завещала ей квартиру. Других наследников не было. Нотариус сказал, что о похоронах должна позаботиться Нина.
После похорон Виктории Сергеевны, Нина и Володя переехали в её квартиру. Вскоре состоялся развод с Валерием Николаевичем.
Менять школу сын не стал - добираться было недалеко. Нина продолжала работать в своём магазинчике. Однажды к ней зашёл клиент. Попросил вшить в куртку молнию. Когда забирал заказ, пригласил к себе в гости. Представился. Сказал, что зовут Илья Алексеевич. Что он филолог с высшим образованием. У него есть двухкомнатная квартира. Нина обратила внимание на его белые пухлые руки, упитанный живот. Глядя в глаза сказала, что у неё тоже есть квартира. Помедлила немного и добавила: «И высшее образование».